К чему приведет повышение рейтинга страницы в органическом поиске на несколько позиций? Допустим, по какому-то запросу сайт выходит в топе на 3 месте. Насколько увеличится его посещаемость при попадании на 2 или 1 место? Если сайт выходит 10, имеет ли смысл тратить деньги и время на вытягивание его в первую 5-ку?
В поисках ответов нашел свежее исследование на эту тему – «Исследование органического коэффициента кликабельности в Google» (лето 2014 года, на английском), там можно скачать pdf за e-mail. Ниже – основные цифры и мои скромные выводы из этого исследования, на которые SEO-оптимизатору можно ориентироваться на практике.
С контекстной рекламой все просто. В среднем на контекст приходится примерно 16% всех кликов. Тут другой важный вопрос: имеет ли смысл покупать именно первую рекламную ссылку?
Доля кликов по ссылкам контекстной рекламы | Из них – по первой (верхней) рекламной ссылке* | Доля первой ссылки относительно общей массы кликов | |
Десктопы | 17,18% | 31,02% | 5,33% |
Планшеты | 19,19% | 28,24% | 5,42% |
Мобильные | 11,88% | 45,37% | 5,39% |
Среднее значение | 16,08% | 34,88% | 5,38% |
* Сделал пересчет, в исследовании приводятся показатели только относительно общей массы кликов (Desctop CTR, 1 ad – 5,33% etc)
Вот еще один пруф – статья по исследованию 2012 года, говорит о 15% кликающих на рекламу и 59% из них – по самой верхней ссылке. Первое логично: количество пользователей в принципе готовых посмотреть рекламную ссылку должно было остаться тем же. Изменения второго показателя говорит о том, что «соревнование сниппетов», год от года становится все более честным.
Еще 7% пользователей не выбирают ни одну из органических ссылок на первых 3 страницах. (всего 23%, вместе с 16% кликающих по контекстных ссылкам). Т.е. пользователи либо переформулируют запрос, либо находят информацию уже в выдаче. И мне кажется, последний фактор будет все больше расти с дальнейшим расширением возможностей микроразметки и других фишек. Прогноз погоды отображается сразу на странице поиска, курсы валют, результаты матчей…
Избавились по помех, нас интересуют 77%, кто по результатам поисковой выдачи переходит по бесплатной ссылке на сайт.
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6-10 | 2 стр. | 3 стр. |
CTR, % | 31,24 | 14,04 | 9,85 | 6,97 | 5,50 | 3,73 | 3,99 | 1,60 |
Когда-то читал на разных форумах, что «у Google нет второй страницы». Статистика показывает, что и это утверждение можно пересмотреть. Общие клики по ссылкам с 6 по 10 практически такие же, что и по ссылкам на 2 странице. Т.е. «у Google теперь только 5 ссылок». Статистика подтвердила интуитивный вывод, что попадание в 5-ку критично.
Разница между 1 и 2 позициями огромная – 17,2%.
Еще можно увидеть примерное равенство между 1 контекстной и 5 органической ссылками. Т.е. если по ключевому запросу страницы нет в 5-ке или даже она на 5 строке, то продвижение имеет смысл.
Правда в исследовании проговариваются еще несколько аспектов, корректирующие эти числа. Интересно 2 момента:
- Часто пользователь ищет название бренда (или, точнее говоря, официальный сайт бренда или компании)
В этом случае он, как правило, получает в первой строке органического поиска желаемый сайт и процент кликов по 1 строке намного выше. Для нас гораздо важнее, как в этом случае распределится «небрендовый» запрос.
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6-10 | 2 стр. | 3 стр. |
CTR, % | 24,8* | 14,95 | 11,04 | 7,81 | 6,45 | 4,24 | 4,07 | 2,04 |
* Единственное число, написанное в исследовании цифрами. Видимо, очень уж ценная информация. Следующие цифры примерные, я исходил из линии графика на 35 странице. Как вычислял? Не смейтесь: открыл картинку графика в Photoshop и померил расстояния в пикселах, ну и пропорцией, раз одно значение известно. На каждую гайку найдется свой болт!
Изменения значений гораздо более плавные. Но интересно, что 6-10 и 2 страница – опять очень похожие числа. Сильнее всего «сгладилось» преимущество 1 строки над остальными.
- Пользователь ищет в интернете информацию общего характера (новости, развлечения), хочет что-то купить или пытается узнать контактную информацию (адрес магазина, телефон ресторана и т.д.)
Каковы коэффициенты кликабельности в этих трех группах?
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6-10 | 2 стр. | 3 стр. |
Info | 45,67 | 19,98 | 12,62 | 8,56 | 6,31 | 4,51 | 3,00 | 1,20 |
Comm | 34,25 | 16,07 | 11,87 | 8,41 | 7,06 | 5,40 | 10,51 | 2,55 |
Loc | 35* | 22,53 | 12,46 | 7,06 | 5,11 | 3,45 | 5,71 | 3,61 |
* Примем первое значение L = 35%
Коммерческая информация – более редкая и ищется гораздо более упорно, даже на 2-3 страницах. Также значения можно прочитать так: адрес (физический и сайта) уникальны, но сайт-визитка может и не выйти на первую позицию даже по очень точному запросу. Информационные ресурсы обезличены (пользователю в принципе все равно с какого сайта получить информацию), поэтому попадание на 1 строку намного важнее.
Теоретически, пользуясь этими таблицами, можно вычислить не только процентное изменение посещаемости страницы при попадании ее на более высокую (или более низкую) строку в органической выдаче, но даже подсчитать вероятное количество новых посетителей (если еще использовать wordstat).