Зачем мечу 2 гарды?

Почему мечи позднего средневековья часто имели 2 гарды? На фото аутентичный историческому фламберг, сделанный современным кузнецом, подробности и описание по ссылке. Я лишь добавил на фото условные обозначения:

фламберг

  1. Рукоять
  2. Большая гарда
  3. Рикассо
  4. Малая гарда
  5. «Пламенеющий» клинок

С рукоятью и основной гардой (1 и 2) все более-менее понятно. Мне как неспециалисту, конечно, какой-нибудь гуру знает сотню тонкостей. Больше всего меня заинтересовало, зачем тут 2 гарды, вместо одной?

Незаточенная часть клинка или «рикассо» (3) – калька с итальянского ricasso, на руси называлась «пята». В бою позволяла заблокировать удар вражеского меча без повреждения режущей части или перехватить оружие поближе к клинку, если возникала необходимость в более тяжелом хвате (например, при колющем ударе).

Для большей безопасности такого перехвата после рикассо часто делали малую гарду, иначе ее еще называли контргарда и «кабаньи клыки» (4)

К 15-16 векам качество доспехов достигло такого уровня, что меч на поле боя, как рубящее оружие стал практически бесполезен, невозможно было просто перерубить стальной доспех. Одно из решений – искривление клинка, т.н. противофазные изгибы. Название фламберг меч получил от немецкого flamme — пламя (5). Оттягивая руку после рубящего удара боец как бы перепиливал доспех, нанося серьезные рваные раны противнику.

Католическая церковь прокляла оружие, назвав негуманным, а плененного воина с фламбергом могли казнить за само наличие у него такого меча.

Кстати, столь сложный меч, с двумя гардами, требовал специальных навыков владения именно таким оружием. Воины с фламбергом или эспадоном (тоже двуручник с центром тяжести у острия) были узкоспециализированными войсками, воевавшими только этим типом оружия.

Share Button

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *