Алина (Alina, 1950)

015. Рецензия содержит спойлеры. Фильм Джорджио Пàстина — сентиментальная мелодрама о жизни контрабандистов. Алина, так зовут главную героиню, бедная женщина из деревни близ итало-французской границы. Из-за болезни мужа она вынуждена сама заниматься этим опасным делом.

Обычная трудная жизнь бедной крестьянской общины на севере страны, помноженная на послевоенную нищету, практически вынуждает ее жителей к не совсем легальным способам заработка. Благо граница с более сытой Францией совсем рядом. И если хорошо знать горные тропы и перевалы, у тебя есть шанс немного заработать.

Алина, кадр из фильма

Главная звезда фильма — Джина Лоллобриджида.

Завязка истории

Фильм начинается во Франции. Альпы, элитный отдых в горах для богатых туристов. Закадровый голос зачитывает экспозицию словно рекламный проспект. Для любителей посорить деньгами есть и не совсем легальные развлечения, азартные игры: карты, рулетка. Места эти «слегка» скрыты от властей, но о нужных адресах знает любой администратор в отеле.

Мы переносимся в казино, где нас знакомят с его хозяевами. Владелец заведения, американец Люсьен (Хуан Де Ланда). Управляющий казино, наемный работник, Джованни (Амедео Наццари). А также жена Люсьена, главная звезда сцены этого заведения, а по совместительству еще и любовница Джованни — Мэри (Дорис Даулинг).

В первых же диалогах очерчиваются основные конфликты между этими людьми:

Мэри истомилась вдали от больших городов, от светской жизни. Она хочет поскорее вернуться обратно в Америку, она уже открыто ненавидит своего мужа, заставляющего ее торчать тут вместе с ним, в каком-то маленьком заведении в богом забытой дыре на краю Франции.

Алина, кадр из фильма

Люсьен — вылитый Гизмо из Джанктауна.

Люсьен видит, что казино, несмотря на популярность, приносит не так много денег, как ему бы хотелось. Однако требование Люсьена к своему управляющему «помочь удаче» в пользу казино (проще говоря, начать мошенничать с рулеткой и картами) Джованни категорически отвергаются. Джованни готов вести бизнес только честным путем.

У Люсьена все-таки есть дополнительный источник дохода. Время от времени, в поздний час, какие-то подозрительные люди приходят в его дом с черного хода.

Джованни замечает и ловит одного из них, точнее говоря, одну — молодую девушку Алину (Джина Лоллобриджида). Так он выясняет, что Люсьен сотрудничает с контрабандистами.

Несколько человек из деревни в Италии проходят пешком десятки километров с грузом на плечах. Алина в компании с мужчинами оказалась, в общем, случайно. Раньше курьером работал ее муж, но сейчас он серьезно болен и чтобы хоть как-то свести концы с концами, найти деньги на лекарства больному, Алина вынуждена работать наравне с мужчинами.

В фильме неоднократно разными персонажами говорится о тяжести такого труда и нежелательности его для женщины – не женское это дело. Сегодня такая точка зрения вызвала бы «бурления» среди феминисток. Тем не менее условия действительно суровые, люди переносят за плечами 20-25 килограммов разных товаров по крутым горных тропам, проводят по 16 часов на ногах…

Алина, кадр из фильма

Контрабандист Марко (Отелло Тозо) немного похож на Дэвида Нивена.

Вот чего не знает действительно никто, кроме Люсьена и одного из контрабандистов — Марко, так того, что парфюмерия, табак, сахар, которые несут остальные, совсем не главная цель торговли. Люсьен с помощью Марко переправляет через границу наркотики.

Хорошо показано, что в отличии от других курьеров, Марко — серьезный авантюрист себе на уме. Для него эта контрабанда — путь наверх, дорога к богатству, а не как для остальных, способ как-то пережить голодную зиму.

Марко влюблен в Алину, но она порядочная женщина и предана своему мужу. Джованни Алина тоже заинтересовала. Можно не сомневаться, что как-то мирно этот клубок из человеческих страстей не распутается.

Также несколько раз подчеркивается итальянское происхождение Джованни, его ностальгия по оставленной родине. Сделано это исключительно ради финальной сцены, когда перед главными героями, Алиной и Джованни, стоит выбор, буквально две дороги: одна во Францию, другая в Италию.

Впечатления от просмотра

Алина – еще один фильм, по которому от души прошлась критика в 50х, громившая любые картины, не на 100% соответствующие духу неореализма. Будь режиссером Алины не Пастина, а Матараццо, не избежать бы Алине забвения. Публика же рублем лирой проголосовала «за», коммерчески Алина была очень успешна.

Алина, кадр из фильма

«А сегодня уже на ногах без пятнадцати три утра…»

Сейчас Алина смотрится классическим черно-белым кино из сороковых-пятидесятых. При просмотре таких фильмов надо просто заранее принять правила подачи материала, характерные для первой половины 20 века. То есть согласиться на условность многих визуальных элементов в кадре. Например, когда Мэри «поет», можно заметить, что иногда ее губы закрыты, хотя песня звучит. Все «экшн» сцены сняты в 3-4 локациях. Также стоит быть готовым к характерной манере съемок, навязчивой, по современным меркам, фоновой музыке, сопровождающей любое действие в кадре. Зато все сюжетные повороты, поведение героев, при всей внешней театральности, будут содержательны и психологически достоверны.

Возьмем серию эпизодов с Марко. Он преследует Алину до ее дома. Мужчина подглядывает за переодевающейся женщиной и не в силах сопротивляться своим низменным желаниям, пытается ее изнасиловать. Только решительность Алины и удачно подвернувшийся под руку топор не дают злодейству совершиться.

Позже Марко приходит в дом к Алине, уже в ее отсутствие, к ее мужу Паоло. Марко терзаемый бессмысленной ревностью совершает еще один предосудительный поступок: пытается поссорить супругов, но безуспешно. Затем, в результате случайности, начинается пожар, а беспомощный больной парализован и не может идти. И Марко окончательно хоронит в себе все человеческое, не вытащив из огня умолявшего спасти его Паоло.

По-моему, очень убедительно передано то, что не будь первых двух событий (нападения Марко на Алину и ревности Марко к Джованни), не случилось бы и третьего – смерти Паоло.

Другой пример. Эгоистичная Мэри женским чутьем сразу замечает внимание Джонанни к Алине. Ее естественно не устраивает такое предательство со стороны своего старого любовника. Вначале она пытается выставить соперницу в дурном свете. После неудачи, гнев Мари обращается и на Джованни. Ее звонок в полицию — поступок смелый, но импульсивный. О чем она подумала? Гори все огнем, но я прерву их отношения! Однако, уже через секунду следующая мысль приходит ей на ум — о собственном благополучии. Правда, это уже не важно, расплата за свое поведение не заставляет себя долго ждать.

Напарники Марко по опасному ремеслу вовсе не бессловесные статисты. Фактурность их образов достигается одной сценой. На привале в горах, обсуждая странное поведение Марко, они быстро вычисляют его связи с наркоторговлей. Если бы не мелодраматичный финал, разборок в деревне «по финансовому вопросу» было бы не избежать.

В целом, фильм не претендует на какие-то неведомые глубины и искать в нем тайные смыслы не стоит. Это жанровое развлекательное кино, для 1950 года — очень хорошее.

От рассказываемой в нем истории можно получить удовольствие, если, как уже сказано выше, быть готовым к такой ретро-подаче (что вообще справедливо для большинства фильмов 30-50 годов).

Алина, кадр из фильма

Лоллобриджида тут предстает перед нами и в тулупе, и в ночнушке (и даже без нее!), и в вечернем платье.

p.s. Посмотрел Алину как еще один фильм с Джиной Лоллобриджидой. А еще позавчера – 4 июля, у нее был день рождения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.