Были (надеюсь, что уже были) трудности с пониманием, в каких случаях какой из двух глаголов «знать» правильно использовать, «conoscere» или «sapere».
Конечно, со временем ряд случаев просто запоминается, например, sapere + fare (знать + делать ч.-л.), sapere + che (chi). Но все равно сомнения оставались и хотелось какого-то однозначного решения. В онлайн-учебниках этот вопрос или полностью игнорируется, или объясняется так куцо, что только запутывает ситуацию. Что можно понять на примере по ссылке?
Мне помогло следующее правило: если можно перефразировать предложение (пусть и криво), чтобы на русском употребить слово уметь, значит правильным будет использование sapere (so, sai, sa и т.д.). Либо, еще точнее, если можно построить какую угодно фразу с умею сказать, умеем сказать, умел сказать – то точно sapere.
Если никак – то conoscere (conosco, conosci, conosce…)
Примеры:
Tu … parlare l’italiano? | Тут очевидно: ты умеешь говорить по-итальянски? (sapere + fare) | sai |
Voi non … giocare a pallavolo. | Тоже легко, вы не умеете играть в волейбол. (sapere + fare) | sapete |
Lui … dove si trova il emporio. | Он знает где находится торговый центр. Т.е. Он умеет находить ТЦ? Он умеет сказать где…? | sa |
Noi non … niente di loro. | Мы не знаем о них ничего = мы не умеем сказать о них ничего. | sappiamo |
Voglio … il nuovo allenatore. | Хочу узнать нового тренера. Я умею сказать нового тренера? Нет. | conoscere |
Tu … la fidanzata di Paolo? | Ты знаешь невесту Паоло? Ты умеешь… Нет. | conosci |
Io … bene questo ristorante. | Я хорошо знаю этот ресторан. Я хорошо умею… этот ресторан? Нет. | conosco |
Loro … tanta gente. | Они знают много людей. Они умеют много людей? Вот было бы: loro sanno tante cose – тут ок. | conoscono |
Проверял оборот «умеешь сказать» на различных онлайн-тестах – ни одного прокола. Попробуйте, тест взял отсюда.
- Emma, io non … la tua famiglia.
- Susanna … che Maria non può uscire stasera.
- Giovanni non … parlare molto bene l’inglese.
- L’amico di Ennio non … il Bar Roma.
- Noi non … il tuo amico ma … che è una brava persona.
- Elena, lui non … i tuoi amici.
- Luca … che è importante studiare.
- Quegli student non … guidare.
- Gli amici di Renzo non … questa città.
- Noi non … la strada, ma … che è qui vicino.
- Isabella non … i miei compagni.
- Enzo … che deve venire pure lui.
- Voi non … il professore d’italiano? – No, ma (noi) … chi è.