В Википедии перечислено довольно много отличий мультфильма 1973 года от классической сказки Гофмана и балета Чайковского, но следующего момента там нет.
Давеча с дочкой смотрели балет «Щелкунчик» двухтысячных годов (с Цискаридзе), потом еще пересматривали советский мультфильм Щелкунчик. И пришла в голову неожиданная мысль: помимо подчеркнутого социального неравенства, вроде другого статуса главной героини, в нашем мультфильме собственно война с Крысиным королем приобрела совершенно другой вид.
В балете с крысами воюют только Щелкунчик и оловянные солдатики. То есть кадровые военные, понимаете? Прочие «штатские» куклы изображают все ужасы оккупации на заднем плане. Потом в обоих версиях туфля летит в репу Крысиного короля, ликование граждан. Куклы танцуют благодарственные танцы, подготовка к свадьбе и т.д.
В мультфильме всё не так! Абсолютно все игрушки с елки как один бросаются на помощь девочке: слоны, клоуны, заводные мишки…
Смотрите с 16 минуты на пестрый состав ополчения. Поэтому и поступок главной героини тоже воспринимается иначе. Она не просто влюбленная в свою куклу девочка, а, как и все, воюет с захватчиками. Sacred war as is.