О романе «Злым ветром», Аркадия Адамова

Злым ветром.jpg

Прямая как швабра, абсолютно незамысловатая книжка эпохи развитого социализма. Трилогия про инспектора Лосева гораздо примитивнее классических милицейских повестей Лавровых о Знатоках или романов Вайнеров. Все-таки, что хорошие парни, Знаменский или безымянный следователь из «Я, следователь», что плохие – были персонажами, с глубоко прописанными характерами. У Адамова все предельно просто: есть мудрое руководство, в наличии неотличимые по характеру друг от друга милиционеры, «один за всех». Два-три совершенно порочных, трусливых мерзавца. Плюс, обязательный колеблющийся преступник, который главному герою внезапно сразу симпатичен. И 50 человек (или около того), расследующих одну кражу в гостинице…

Но вполне возможно, что в недалеком будущем не Лавровых (или Довлатова?), но Адамовых будут изучать историки, и не какие-нибудь, а специалисты по мифологии ХХ века.

Читая «Злым ветром», вспомнились лекции Марии-Валерии Моррис на ПостНауке, об Ирландии. Не истории Ирландии и даже не истории мифологии, а анализ отношения к мифологической традиции Ирландии самих ее носителей. Как мифы и легенды вплетались в псевдоисторические тексты, а через них влияли на восприятие ирландцами своей собственной истории.

Роман прекрасно вписывается в будущую концепцию исследования советского мифотворчества. Разумеется, «Злым ветром» не детектив. И уж конечно не бытописание. Даже мы, нынешние читатели, не подчерпнем сведений о том, как жили простые советские обыватели. Но это то, каким бы хотели видеть свой быт люди 70х годов 20 века. Идеальное (повторюсь, по меркам тех лет!) общество, где преступник – удивительное, почти искорененное исключение из правил. Взяточничество или хотя бы пьянство – почти вымерший реликт прошлой эпохи. Обязательные слова главных героев, что, вот, товарищи, еще немного, и подобные явления окончательно переведутся в нашем обществе.

Тем не менее, где-то на переферии рассказа, нет-нет, но проговариваются вслух, такие банальности, которые нам, читателям XXI века уже будут казаться дикими и непонятными. Почем билеты в театр можно только достать, но не купить? Отчего после десяти поесть можно лишь в привокзальном буфете? В каком смысле «очередь за кофточкой», зачем?!

Чтобы сегодня читать «Злым ветром», нужно погрузить себя в состояние легкого самогипноза. Убедить себя в реальности книжного бытия (ей богу, ездил бы главный герой на драконе, а не на троллейбусе, было бы проще!) Поверив в общий бред, книгу даже можно читать, даже с удовольствием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.