Признание комиссара полиции прокурору республики (Confessione di un commissario di polizia al procuratore della repubblica, 1971)

014. Рецензия содержит спойлеры. Один из самых первых фильмов о борьбе с мафией от режиссера Дамиано Дамиани. (Или стоило написать «от автора «Спрута», Дамиано Дамиани?) Признание комиссара полиции прокурору республики имеет очень простой, «прямой» сюжет в духе спагетти-вестернов.

О режиссере

Дамиано Дамиани, сняв в 1966 году вестерн «Пуля для генерала» (Quién sabe?), не особенно стремился подражать классическим спагетти-вестернам. Не зря Пулю многие зрители собственно к вестернам не относят. В каких-нибудь списках Топ-20 лучших вестернов «Пуля для генерала» обычно не фигурирует (хотя фильм абсолютно гениальный).

Все-таки спагетти-вестерны 60-х были для их авторов такой «фигой в кармане». Хотелось упрекнуть власти в бездействии, в неспособности защитить простого труженика или наладить справедливое судопроизводство и т.д. Но как это сделать? В спагетти-вестернах действие происходит где-то далеко за океаном, время действия тоже довольно неопределенно, однако зритель легко читал между строк все моменты со спекуляциями земельными участками, притеснениями фермеров. И в вестерне непременно был справедливый главный герой, прибывавший неизвестно откуда, наводивший порядок с оружием в руке и в конце фильма уходивший куда-то в закат.

Дамиани одним из первых режиссеров рискнул показать современные проблемы Италии, связанные с коррупцией, организованной преступностью и круговой порукой во власти не через призму абстрактного сюжета «однажды на диком западе», но здесь и сейчас. «Сова появляется днем» (l giorno della civetta, 1968), видимо, первый фильм Дамиани о мафии. За ним последовали Признание… и «Следствие закончено, забудьте» (L’ Istruttoria e chiusa: dimentichi, 1971). Снятый Дамиани в 1977 году фильм «Я боюсь» (Io ho paura) в силу своей запредельной кровавости в нашем прокате шел в черно-белом варианте.

Наконец, в 1984 году у Дамиани получился своеобразный «отчет» о всех своих наработках в жанре политического триллера – на телеэкраны вышел «Спрут» (La Piovra)…

Confessione di un commissario

Признание комиссара полиции прокурору республики можно смотреть и как предысторию комиссара Каттани. Мне кажется, герой Франко Неро, отслужив еще несколько лет, может в конце концов прийти к образу Каттани. Вроде бы даже изначально главная роль в «Спруте» писалась Дамиани под Франко Неро.

Но Признание… интересно и само по себе. В несколько нетипичном противостоянии столкнуться жизненные позиции двух положительных персонажей: Комиссара полиции и прокурора Республики. У комиссара нет никаких заблуждений о всесильности мафии. Он как может противостоит злу и работает с тем и с теми, кто у него есть. Заместитель окружного прокурора – только назначенный на эту должность молодой человек, пытается строго следовать букве закона. Конфликт: действовать ли по справедливости или по закону проходит через весь фильм, причем симпатии режиссера явно на стороне Справедливости.

О фильме

Признание… стартует без раскачки, с места в карьер. Палермо, Сицилия. В психиатрической клинике содержится некий Микеле Ли Пума (Адольфо Ластретти). Когда-то он был подельником крупного мафиози Фердинандо Ломунно (Лучано Лоркас). Но потом они поссорились: Ломунна совратил сестру Ли Пума и последний поклялся отомстить. Липума действительно болен, у него прогрессирующая мания аккуратности, плюс, он крайне возбудим. Однако комиссар полиции Бонавиа (Мартин Болсам) шантажом заставляет врачей выписать больного. Комиссар рассчитывает, что «чистюля-маньяк» первым делом попытается убить Ломунно.

Confessione di un commissario

Фердинандо Ломунно — «уважаемый» бизнесмен, глава строительной фирмы. Как его аттестует сам комиссар Бонавиа, «хотя и убийца, но принят в обществе». Покушение для Ли Пума закончилось неудачей: Ломунно, кем-то предупрежденный, избежал ловушки, но были убиты три его телохранителя и сам Ли Пума. Теперь Бонавиа вынужден вести следствие по этому громкому делу под пристальным контролем со стороны нового заместителя прокурора Траини (Франко Неро).

Траини верит, что действует по собственной инициативе, однако его мягко пытаются направлять люди, крайне заинтересованные в устранении Бонавиа. Сам Бонавиа понимает свою обреченность, рассуждает вполне здраво. В частности, он говорит своему преданному помощнику, «Интересно, что они выберут, киллера или судью. Киллер рискует быть пойманным с поличным, судья же не рискует ничем».

Сложно рассказать обо всех сюжетных развилках фильма, не пересказывая его буквально покадрово. Как обычно у Дамиани, Признание… — насыщенный событиями фильм. Да и потом, это надо смотреть, а не читать. Поговорим о нескольких запоминающихся моментах:

Confessione di un commissario

Адвокат Ломунно в разговоре с прокурором пытается очернить Бонавиа. Но на такую грубую игру Траини не ведется. А вот когда он допрашивает Ломунно, тот уже действует осмотрительнее (Ломунно не только жесток, но и по-звериному хитер). «— Для чего ты его наводишь на своих конкурентов? Они же тут ни сном не духом. И ты лучше меня это знаешь! Послушай, адвокат, да ведь прокурор выворачивал наизнанку каждое мое слово. И чтобы он принял белое за белое, я говорил, что оно черное. Траини же башковитый, ну и пусть себе соображает. Пускай сам лопнет от радости, что он такой умный… Сам без чужого дяди может допереть». В результате своего расследования, Траини действительно начинает подозревать Бонавиа.

Комиссар в одном из разговоров с Траини рассказывает, почему у него особый счет с Ломунно. Когда-то, много лет назад, Ломунно убил буквально на глазах у всего города честного профсоюзного лидера Джампаоло Риццо, открыто выступавшего против делишек Ломунно. Рассказ Бонавиа не добавляет ему вистов в глазах прокурора. С точки зрения Траини поведение Бонавиа — это в первую очередь личная месть, а не служение закону.

Комиссар Бонавиа хотел бы видеть в Траини не помеху своим делам, а помощника. Он все пытается убедить наивного прокурора, что у мафии есть связи везде, даже на самом верху. Идеи Дамиани вертятся вокруг сравнения мафии с многоруким монстром. Любой может быть или мафией, или работать на нее. Траини до последнего отказывается в это верить.

Confessione di un commissario

Самая сильная, западающая в память последняя сцена фильма. Все сколько-нибудь связанные с делом Ли Пумы люди мертвы. Мафиозный монстр отсек от себя пару мелких щупалец, но сам он бессмертен и ему снова ничего не угрожает. И вот начальник Траини прокурор Мальта подходит к потрясенному Траини и вежливо уточняет «У нас что-нибудь не так?»

Заключение

Как о положено в хорошем сценарии, нам не проговаривают характеристики персонажей вслух, но мы узнаем о характерах и стремлениях героев из происходящего на экране.

Комиссар Бонавиа не супермен по внешнему виду, низкого роста, полноватый, стареющий, лысеющий человечек. Но сколько же ума, решительности, порядочности в его поступках! Не удивительно, что когда его помощника обвиняют в преступлении (подслушивании телефона прокурора), тот готов взять всю вину на себя. За таким шефом и в огонь и в воду не страшно идти! К чести комиссара, Бонавиа в своем признании полностью обеляет своего подчиненного.

Confessione di un commissario

Бонавиа не стремится к бессмысленным арестам людей за мелкие проступки. Когда из-за глупого мальчишки с пистолетом полиция чуть ли не перекрыла весь квартал, Бонавиа разрулил ситуацию «по справедливости» за пару минут, поворчав: «Совершенно не умеют работать».

Признание… отлично выдерживает баланс между динамикой повествования, реалистичностью и глубиной проработки главных героев. Фильм снят в начале 70-х, это самый расцвет таланта режиссера.

Можно ли назвать Признание комиссара полиции прокурору республики лучшим фильм Дамиани? Лучшим из его фильмов про мафию – да. Более известный у нас «Спрут» вторичен и потом, это телесериал, так что сравнивать не совсем корректно. Тем более Признание… получило признание не только зрителей, но и критиков: Золотой приз на VII Московском международном кинофестивале.

На мой взгляд, Признание…  — один из самых «чистых» фильмов Дамиани; в отличие от того же «Я боюсь», режиссер не пытается привлечь зрителя какими-то внешними эффектами, все сцены фильма работают на его историю, и это прекрасно. Но, конечно, это дело вкуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.