Солдатские девки (Le soldatesse, 1965)

005. Рецензия содержит спойлеры. Фильм о Второй мировой войне от режиссера Валерио Дзурлини. В СССР название фильма Le soldatesse перевели максимально целомудренно: «Они шли за солдатами».

В Италии с фильмами о Второй мировой войне не густо. По понятным причинам тема эта для итальянцев довольно сложная. Такие фильмы есть, на вскидку: «Чочара», «Подсолнухи», «Сало» (специфическое кино Пазолини, но ведь о том периоде же?); современные «La vita è bella», «Малена». Но, как можно видеть, сама война остается где-то за кадром. Совсем рядом там что-то громыхает, стреляет, мир трясет, но боевые действия обходят камеру стороной.

В этом смысле Солдатские девки – не самый типичный итальянский фильм. Все события почти с передовой, только-только закончилась итало-греческая война. На дорогах активничают партизаны. В городах продолжаются обыски и расстрелы нежелательных элементов. И имеет место тотальный голод выжившего мирного населения, с этого фильм стартует.

Le soldatesse кадр из фильма

Итало-греческая война

Короткая историческая ремарка. В конце 1930-ых Греция, формально будучи монархией, представляла собой вполне себе диктатуру.

«Более 1000 политических оппонентов Метаксас [премьер-министр, генерал Иоаннис Метаксас, фактический руководитель режима] отправил в ссылку на пустынные острова греческих архипелагов. В качестве образца для своего режима личной диктатуры он использовал фашистский режим Бенито Муссолини. У итальянских фашистов Метаксас скопировал практически всё, вплоть до атрибутики.» (Источник).

Но два соседствующих фашистских режима, это слишком скучно. И 28 октября 1940 года, «Муссолини, вдохновившись успехами немецких союзников, объявил войну Греции» (цитата из пролога). Итало-греческая война ознаменует начало Второй мировой войны на Балканах.

Вначале дела у Муссолини складывались неважно, Греция не просто дала отпор агрессору, но стала побеждать. Тогда в войну вмешалась Германия, оказав помощь своему союзнику. Греческая операция – классический германский блицкриг – продолжалась меньше месяца, с 6 по 30 апреля, если не считать битву за Крит, и провела к полному поражению греческой армии. Греция оказалась занята итальянскими и немецкими войсками.

Le soldatesse кадр из фильма

Сюжет

Рассказчик, молодой лейтенант Мартино (Томас Милиан) говорит в прологе: «Год спустя [после завершения боевых действий] греческий народ стоял на коленях. Голод, нужда… Мы помогали как могли и чем могли». Но все-таки это Италия напала на Грецию, а не наоборот. Так что фраза о помощи довольно жестока. С другой стороны, что мы хотим от молодого армейского офицера? Он так обучен.

Лейтенанту нужно попасть из Афин в Охрид, на север, но машины нет. Точнее, есть одна: надо развести набранных в Афинах девушек легкого поведения по борделям при воинских частях. Задание специфическое, но Мартино некуда деваться, да и вообще, это армия, здесь приказы исполняются, а не обсуждаются. Полковник, когда уговаривает Мартино отвести девушек, между делом спрашивает: «– Ты фашист? – Я не интересуюсь политикой».

Чуть позже, когда Мартино разговаривает с девушками, он еще говорит возмущенно: «Итальянцы никого не расстреливают» (подразумевая гражданских). А как насчет применения иприта против мирно населения во время итало-эфиопской войны 1935-1936 годов?

Ладно, диспозицию мы усвоили, Дзурлини так очертил участие Италии в конфликте: первое, один плохой диктатор развязал «трагичную бойню». Второе, партизаны в фильме безусловные бандиты. Ибо убивать мирных фашистов, когда война официально закончилась, преступление.

Двенадцать женщин быстро превращаются в тринадцать: одна девушка не хочет расставаться с сестрой. С лейтенантом Мартино едет сержант Кастаньоли (Марио Адорф), уже развозивший такие бордели и знающий, как на этом можно заработать себе копеечку. Впрочем, его дело маленькое, сидеть за баранкой грузовика.

Le soldatesse кадр из фильма

Еще на ближайшем блок-посту к компании присоединяется Майор Алесси (Александр Гаврич), которому тоже нужно в Охрид.

Так, постепенно оставляя одну-две женщины на каждой базе, автомобиль едет на север. Фильм движется поначалу медленно, как грузовик по плохой дороге. Иногда кажется, что вот-вот он вырулит на привычную колею разухабистой комедии или забуксует в любовной мелодраме. Но у Le soldatesse своя дорога, она постепенно идет под уклон, скорость фильма все возрастает, пока в конце не наступит кульминация.

В Солдатских девках можно выделить 3 сюжетных линии:

Майор Алесси – чернорубашечник, армейский офицер, но палач по призванию будет подличать и спать с Тулой (Леа Массари).

Cамоуверенная Эбе (Валерия Морикони) и сержант-водитель неожиданно обнаружат, что у них много общего.

Наконец, любовный треугольник между Мартино и двумя девушками. Эленица (Анна Карина) – веселая и задорная проститутка, сразу положила глаз на молодого лейтенанта. Но тому явно больше нравится внешне холодная Эвтихия (Мари Лафоре).

Le soldatesse кадр из фильма

Мари Лафоре… Эта женщина – украшение для любого фильма. Здесь она главная героиня, олицетворение трагедии греческого народа. Таким как Эвтихия пришлось соглашаться на все, чтобы не умереть от голода. Она стала проституткой, в душе не смирившись с унижением. Эленица, та смирилась и в ее безудержном веселье сквозит отчаяние («– Я мысли прогоняю, они не нужны»). Эбе четко разделила в себе понятия души и тела. Проституция – работа, а для души можно и помечтать о мирной жизни когда-нибудь потом. Эвтихия же все еще независимая целостная натура, она ведь и не возненавидела захватчиков: ее поступок в конце фильма, плевок в полковника, это не бунт, а протест. Чистые эмоции, а не желание отомстить. Наверное, поэтому лейтенант, тоже в общем-то порядочный человек, сразу обратил внимание на Эвтихию.

Le soldatesse кадр из фильма

В фильме много запоминающихся сцен, например, офицеры в «клубе» встают при входе туда командира, тот отмахивается от этого проявления субординации: «– Здесь мы все скоты, сеньоры офицеры». Вообще весь сюжет с этим мобильным борделем резок и реалистичен.

Зачем смотреть?

Солдатские девки – фильм интересный, но неровный. Военная тема скорее мешает режиссеру: все боевые сцены, перестрелки и прочее сделаны схематично, особенно, если кто-нибудь вдруг будет сравнивать их с батальными сценами советских или американских фильмов о войне. Но этого, конечно, делать не надо. Зато человеческие отношения переданы очень достоверно. Мне понравилась линия сержанта Кастаньоли и Эбе, вот уж действительно парочка нашла друг друга.

Отличный эпизод, когда раненый сержант не может двигаться, Эбе подбегает к нему с вопросом: «– Грузовик горит! Где деньги? – Под сиденьем, в пакете», тут же, сориентировавшись, отвечает Кастаньоли. У Сименона есть точное описание такого поведения: «Крестьянин всегда крестьянин, даже в минуту опасности он способен думать о своей выгоде».

Странный «хеппиэнд» отношений Кастаньоли и Эбе очевидно противопоставляется безнадежной тяге друг к другу «полярных» главных героев, Мартино и Эвтихии – офицера итальянской армии и бедной гречанки.

Le soldatesse кадр из фильма

Как всегда у Дзурлини, его актеры играют очень аккуратно, не пережимая с эмоциями, поэтому этого режиссера комфортно смотреть. Солдатские девки – не лучший фильм Дзурлини (я бы сказал, второе-третье место), но это достаточно интересная работа, чтобы с ней стоило познакомиться поближе.

Понравилось и музыкальное оформление Марио Нашимбене (постоянный композитор фильмов Дзурлини)

p.s. Роль Мари Лафоре в Солдатских девках созвучна с ее песней Marie Douceur (Это кавер The Rolling Stones “Paint it black”, но в исполнении Лафоре мелодия и стихи звучат волнующе и трагично).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.