Стена (Die Wand, 2012)

Постер фильма

Хороший фильм, мне не понравился. Абсолютно арт-хаусный, т.е. авторы не прилагают никаких сил, чтобы «разумно» выстроить причины и следствия в сюжете. Автор Стены, режиссер, он же сценарист, Юлиан Пельслер в первые 10 минут крупными мазками очерчивает экспозицию, после чего всё последующее время говорит, о чем хочет высказаться, не потакая чувствам зрителя более необходимого минимума.

Стена – кино об одиночестве, точнее, о страхе одиночестве. О том, насколько эфемерными становятся все наши желания, стремления, смысл жизни, когда больше не отвлекают разговоры, встречи, телефонные звонки и другие бесконечные потоки льющейся отовсюду информации.

Пельслер взял и изолировал главную героиню буквально. Поместил в непроницаемый кокон словно на необитаемый остров. И единственная ниточка сознания героини (в фильме мы так и не узнаем имя женщины) – ее дневник, где довольно путанно и обрывочно она рассказывает о некоторых событиях в своей нынешней жизни.

Вроде бы похоже на «Изгоя» с Томом Хенксом, но то совершенно другое кино. Там герой тоже может рискует сойти с ума от одиночества, но мы не подозреваем все время, что остров обитаемый, а островитянин живет все это время на Манхеттене.

Женщина живет среди Альпийских гор совершенно одна. Покинуть охотничий домик она не может, после пары несмелых попыток, она оставляет эту мысль и просто пытается выжить и не сойти с ума в одиночестве. Ухаживает за прибившейся коровой, заготавливает сено и дрова на зиму, охотится…

Главная проблема Стены: кроме заданного в начале условия – вот есть преграда и ее невозможно преодолеть, по сути больше ничего в жизни героини и не происходит. Прочее – события из ее внутреннего мира. Всё бы ничего, если бы фильм пытался дать какое-то объяснение таинственной стене или героиня весь фильм искала способ преодолеть ее. Но не факт, что неизменное состояние героини, ее бытовые проблемы отвлекут вас как зрителя от вопроса, что на самом деле произошло с женщиной.

Очевидно, стена – полностью вымышленный объект. Сквозь нее светит солнце, идет снег, течет вода и т.д. Вывод: женщина сошла с ума. Вероятно какие-то проблемы с психикой у нее уже были к моменту начала повествования. К сожалению в фильме нет никаких флешбеков или воспоминаний, как же героиня дошла до такой жизни. Косвенно на предыдущие медицинские проблемы указывает, как уверенно она оперирует терминами «депрессия» или «синдром». Возможно первая ночь в полном одиночестве в домике в горах или автомобильная авария стали причиной появления «стены» в ее голове. Возможно, тот эпизод с автоаварией произошел раньше всего остального. Автомобиль налетел, например на пень на дороге, отсюда травма головы. Мозг же изобрел объяснение в виде «непреодолимой» прозрачной стены.

Люди в соседнем доме, до которых она не могла достучаться? Возможно, мозг их тоже придумал, тем более, что зимой нам тех старичков не показывают. На проблемы с головой явно указывают и странные сны героини.

Гипотеза, что героиня убила своих попутчиков кажется слишком необоснованной. Скорее всего, ее попутчики действительно ушли в деревню, так как мужчине на самом деле стало плохо с сердцем. Возможно, оттуда их эвакуировали вертолетом в больницу, возможно, мужчина долго лечился или даже умер, жена, естественно, все это время была с ним. Стала бы она беспокоится о судьбе какой-то приятельницы? Тем более, что никто ее не бросал в безлюдном месте. Дорога, машина есть, какие-то люди все-таки живут где-то рядом, какие проблемы?

Почему никто не пытался искать или спасать главную героиню? А от чего, простите, спасать? Живет женщина в доме. Собака, коровы, кошка. Она ходит на охоту, косит сено, рубит дрова. Вы же не станете спрашивать у каждого одиноко живущего человека не живут ли он или она внутри выдуманной непроницаемой сферы и не нужна ли им помощь?

Самый лучший момент фильма: первый переезд в летний домик выше в горы. Мысль правильная: в ситуации рутины любое изменение – благо. Самый плохой момент фильма: попытка приручить белую ворону. «Белая ворона», серьезно? Слишком банальная и очевидная параллель, дающая пищу разве что нашему эгоцентризму.

7/10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.