Вызов (La sfida, 1958)

010. Рецензия содержит спойлеры. Один из первых фильмов об итальянской мафии. В данном случае, речь пойдет о неаполитанской Каморре. Вызов, от режиссера Франческо Рози – отец (Крестный) криминальных гангстерских драм.

La Sfida кадр из фильма

Я, конечно, смотрел классику: «Крестного отца», «Славных парней», но в целом жанр фильмов «про гангстеров» мне не нравится, ну, не фанат. Каким бы выдающимся талантом не обладали авторы, Коппола или Скорсезе, им не удается избавиться от романтизации главных героев. Это неразрешимое противоречие: чтобы получилась связная история, нужно объяснить мотивацию поступков главных персонажей. А мотивация криминального поведения – что такое? По сути, это оправдание преступной деятельности. Невозможно сделать логичный сюжет о преступнике и не предстать (хотя бы и отчасти) перед зрителями его адвокатом.

Даже если в конце концов для героя все кончается плохо, это не столько подвергает критике его образ жизни, сколько придает дополнительный реализм истории. Еще одна причина популярности этого жанра. Скажем, «Бонни и Клайд» (фильм 1967 года): многочисленные убийства преподносятся нам чуть ли не как контркультура, своеобразный поиск себя через преступление. Другой пример, из современного кино: мы знаем Харли Квин по фильму «Отряд самоубийц» как отморозка, на чьем счету многочисленные преступления. Но в «Хищных птицах» сценаристы фактически «отмазывают» героиню Марго Робби, мол, она не плохая, это жизнь такая.

Сюжет Вызова

Любопытно, как в Вызове авторы развивают повествование, чтобы с одной стороны рассказать интересную историю, а с другой, чтобы зритель не слишком симпатизировал главному герою. Сюжет Вызова стремителен, здесь не будет эпоса: молодость героя, его становление, продвижение в клановой иерархии и драматичный финал. Вызов сжат в несколько недель экранного времени. Нам сразу задают экспозицию:

Молодой человек, Вито Полара (Хосе Суарес) и пара его помощников, Дженнаро и Раффаэле, промышляют в Неаполе мелкой контрабандой американских сигарет. Настолько мелкой, что из-за проблемы с очередной партией у них нет денег оплатить аренду грузовика.

La Sfida кадр из фильма

Окей, нет сигарет – повезем на рынок овощи. Тем более, что из-за бастующих профсоюзов разница в цене оптовой закупки и розничной продажи огромна. Казалось бы, чего проще: купить в ближайшей деревне кабачки или помидоры и тут же продать с 500% прибыли? Но наши ребята, похоже, не понимают, что за продажей любых продуктов в сельской глубинке стоит Каморра. Запуганные крестьяне не будут продавать ничего не через посредничество дона Сальваторе Айелло.

Паскуале Ченнамо убедительно изобразил дона Айелло: скупость в эмоциях, в жестах, в тоже время – свирепость, затаенная злоба. Когда Вито, как глупый кутенок влез в кормушку мафии, Айелло собирает убить его сразу.

В Вызове интуитивно нащупывался стиль «Большого босса», ставший через двадцать лет клише жанра. Кстати, в описании на Кинопоиске перепутано большинство ролей, в частности, указано, что дона Айелло игрет Десимо Кристиани, лучше в таких случаях смотреть источники на итальянском, вот полезная ссылка.

La Sfida кадр из фильма

Вито быстро узнает, что и забастовки дело рук мафии, желающей «подогреть» рынок. Вроде бы Вито образумился и наконец-то понимает, с кем на самом деле он будет иметь дело и готов играть по принятым всеми правилам. С милостивого позволения дона Айелло, Вито допускают к бизнесу. Брат дона Сальваторе – Фердинандо Айелло (Хосе Яспе) советует дать Вито шанс. В конце концов, кто-то же должен и продажами заниматься.

Очевиден смысл эпизода с осьминогом. Какой-то беззубый старый крестьянин, поймавший осьминога, хочет разделать его ножом. Что вызывает возмущение у всех мужчин, это не по традиции. «Дай мне, я покажу как надо!», – весело кричит Вито, а потом берет и легко перекусывает осьминогу голову зубами. Крепкие молодые зубы, за это волчонка берут в стаю.

Вито на радостях набирает кредитов под крупные закупки. К тому же он женится, делает любимой дорогие подарки, покупает квартиру, словом, сорит деньгами налево и направо. Ему срочно нужны наличные прямо сейчас. Поэтому он отказывается подчиниться решению мафии временно придержать очередные партии овощей для продажи. В силу своей молодости и наивности Вито надеется и рыбку съесть, и косточкой не подавиться.

В день свадьбы Вито узнает, что его грузовики заблокированы. До Фердинандо или Сальваторе Айелло не дозвониться, контракт на поставку овощей висит на волоске, словом у Вито огромные проблемы…

La Sfida кадр из фильма

Почему стоит смотреть

Во-первых, если вы поклонник жанра, наверное, вам будет интересно глянуть, с чего все началось. Вызов, возможно, не первый фильм, но один из пионеров жанра. Не сомневаюсь, что Фрэнсис Форд Коппола видел этот фильм, слишком уж явно Сальваторе Айелло похож на персонажа Марлона Брандо. Точнее говоря, наоборот, дон Корлеоне на дона Айелло.

Во-вторых, фильм хоть и черно-белый, но ярко, сочно, показывает простую обыденную жизнь послевоенной Италии. Если в более поздних кинолентах приходилось воссоздавать 50-ые, то у фильма 58 года, понятно, такой проблемы быть не может. Включил камеру и снимай: толкучка на рынке, грузовички-студебеккеры, груженые под завязку овощами.

La Sfida кадр из фильма

Ватага детей, глазеющих и щупающих новенький автомобиль, заехавший во двор бедного квартала. Еще, благодаря Плану Маршалла в 50-х в Италию пришел строительный бум, поэтому новая квартира в новостройке – главный признак преуспевания. И кока-кола из холодильника! И телевизор! Перечислять приметы того времени можно долго…

В-третьих (хотя, пожалуй, стоило этот пункт написать даже первым), потрясающе красивая Розанна Скьяффино в роли Ассунты – любовного интереса, а затем и жены ГГ. Многие помнят эту актрису по «Тайнам Бургундского двора», довольно популярному в СССР французскому фильму с Жаном Марэ. Возможно, кто-то видел «Бурную ночь», Мауро Болоньини. В Вызове Розанне Скьяффино девятнадцать лет, и от нее, что называется, глаз не оторвать.

La Sfida кадр из фильма

Разберем эпизод встречи главных героев, когда Вито впервые всерьез замечает Ассунту. Вито, разгоряченный мыслями о новом бизнесе, не может уснуть. Он лежит, курит в постели и слышит чье-то пение. Мужчина выходит во двор и видит девушку. Она специально его разбудила этим пением, он это знает. И она знает, что он это знает. В последующую сцену веришь, она очень достоверна: страсть охватила Вито, а кто бы в такой ситуации смог устоять, там на залитой солнцем крыше?

Всего одно критическое замечание к фильму. По сюжету Вито должно быть лет 20-25 не больше (смотрим на возраст матери, опять же, первая любовь). Порывистость, импульсивность Вито – тоже признаки его молодости. Но Хосе Суаресу на тот момент было почти сорок лет, да и выглядит он на свои годы, посмотрите на скриншоты. Когда подручный Айелло обращается к сорокалетнему мужчине старше него: «Молодой человек!», это вызывает некоторый диссонанс. Если смириться с этим моментом, тем более, что Суарес играет очень хорошо, то других проблем с актерской игрой в фильме нет.

La Sfida кадр из фильма

Понравился Нино Винджелли в роли Дженнаро. Буквально пара эпизодов с ним точно передают хрупкий баланс отношений шестерки и босса: постоянное колебание между преданностью и любовью к халявным деньгам.

В итоге: Италия 50-х, это Россия 90-х. Если скучились по «Бандитскому Петербургу» или чему-то похожему, посмотрите Вызов.

P.s. Любопытно, что если во вступлении к Вызову создатели пока еще осторожничают: «Все события и персонажи выдуманы, любое совпадение случайно», то в «Славных парнях» титры гордо вещают «Базируется на реальной истории». O tempora! O mores!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.