Деловая этика фриланса

Мне посчастливилось побывать по обе стороны отношений, какое-то время подрабатывал фрилансером, а сейчас больше захожу на соответствующие сервисы как заказчик. Ранее, слыша негатив в адрес фрилансеров со стороны своих работодателей я как мог защищал «нашу братию», говоря, что далеко не все фрилансеры пропадают без вести, тянут время, берут деньги и не выполняют обещанного. Озвучивал типовые возражения о плохо сформулированном заказчиком ТЗ, о массе подводных камней в поставленных задачах («поэтому так долго») и т.п. Да, иногда имеет место быть всякое, но сейчас… Я вижу ситуацию, мягко говоря, не такой однозначной.

Почему у некоторых фрилансеров график работ забит под завязку? И они в буквальном смысле продают каждый свой час на аукционе (да вот, чтобы за примерами, как говориться, далеко не ходить). А некоторые работают лишь периодически ловя заказы на популярных сайтах для фрилансеров, в остальное время в основном плачутся на форумах, недоумевая: «Я точно такой же хороший специалист, даже еще лучше. Почему мне не досталась эта работа?»

Действительно, технической подкованностью фриланс не ограничивается. Почему кто-то занят, и зарабатывает соответственно, а кто-то перебивается случайными заказами?

Компании и частные заказчики обращаются к фрилансерам по одной единственной причине. И это не деньги! Может быть здесь ключ от непонимания? Люди ищут фрилансера потому, что хотят сэкономить время. Да, время – деньги, и отчасти выгода финансовая. Но главная причина – НЕ дешевизна услуг! Кстати, этому есть простое доказательство: один раз удачно найдя подходящего фрилансера, заказчик в 100% случаев перестает искать аналогичного другого исполнителя в будущем, а сразу обращается к знакомому фрилансеру (и ищет нового, только если предыдущий отказывается). Исполнитель, спустя несколько месяцев и пары-тройки успешно выполненных работ, поднимает цены за те же услуги, скажем так, существенно выше рыночных.

Обращаюсь сейчас к фрилансерам, может быть вы думаете, что клиенты этого не понимают? Да нет, наивных в бизнесе очень мало. Просто заказчик готов платить больше, значительно больше, если в конечном счете экономится его время. Была бы во главе угла стоимость услуг, фриланс у нас даже близко не имел бы того размаха.

Я хотел бы озвучить несколько причин, почему отношения заказчика и фрилансера прерываются раньше времени или взаимодействия вовсе не происходят. Хотя скорее всего и заказчик был готов заплатить, и уровень исполнителя был вполне достаточен для выполнения требуемой работы.

  1. Желательно общаться с клиентом удобным ему способом и в удобное ему время.

Послушайте, ведь очевидная же вещь? Способов связи не так много: электронная почта, телефон, внутренняя почта онлайнового фриланс-сервиса и несколько мессенджеров – Skype, ICQ, может еще что-то забыл. Идеально, если клиент прямо просит обращаться к нему определенным образом: пишите на почту. И указывает время, допустим, с 11 до 19 по Москве.

Удобная связь – это не дискуссионный вопрос, просто общайтесь так, как удобно клиенту. Дело тут не в банальном «Клиент всегда прав», а в том, что работа с фрилансером скорее всего занимает на все (далеко не все!) рабочее время клиента. Даже если заказчик – другой фрилансер или ИП-шник. Тем более если к вам обратились от лица компании, т.е. вы общаетесь с обычным менеджером. У него скорее всего полно другой работы, полчаса/час в день на поставленную фрилансеру задачу – предельно допустимая роскошь.

Подстраивайтесь под клиента, не пишите ему в 12 ночи. Если заказчик не сказал предпочтительный способ связи сам – уточняйте сами! Спрашивайте! Я не зря жирным выделил это слово – это основная проблема у многих фрилансеров.

  1. Спрашивайте!

Большинство заказчиков – вполне адекватные люди. Неадекваты сейчас гуглятся и вычисляются в два счета. Даже если он, заказчик, не разбирается в вашей специализации, не понимает, что такое фреймворк или не отличает Power Point от Photoshop`а. Все равно ваша общая задача – понять друг друга! Надеюсь, вы оба это осознаете? Уточняйте все, даже если вопрос с вашей точки зрения абсурдный. Не ленитесь объяснять клиенту развилки вариантов выполнения работы, если таковые, как вы видите, имеются.

Пара вопросов вначале – сэкономленное время и нервы обеих сторон в будущем.

  1. Читайте внимательно письма заказчика.

Звучит еще более глупо, но тем не менее для многих фрилансеров это – немыслимый сервис. Вот ситуация, с которой знаком любой, кто обращался к фрилансеру. В письме вы озвучиваете 3 вопроса (3 проблемы). Может быть они прописаны по пунктам 1,2,3. Может быть «размазаны» по большому письму. Письмо от фрилансера в лучшем случае содержит 1 ответ (на 1 вопрос) и полное игнорирование двух других проблем…

Практически цитата из каждой второй переписки:

« – Когда будет готова задача Х? – Да. Будет!»

Читайте внимательно, что вам пишут! Переспрашивайте, если не поняли, о чем вообще говорит заказчик! Если вас просят ответить к определенному сроку – придерживайтесь его. Еще лучше, сразу напишите письмо, когда именно, с точностью до часа, вы дадите полный развернутый ответ. Клиент – менеджер, теперь может планировать свою работу, не проверяя все виды связи ежечасно. Неужели есть те, кто не понимает, что как раз таким коротким письмом можно выиграть борьбу за клиента?

  1. Отвечайте всегда, черт возьми! ВСЕГДА. ОТВЕЧАЙТЕ.

По-моему, мало кто из фрилансеров отдает себе отчет в важности обратной связи. Отвечайте, даже если в работе возникли какие-то трудности или ответ будет строго негативным. Всегда информируйте заказчика, что хотя бы видели его сообщения! Всегда информируйте его о любых задержках в работе! Это отнюдь не негатив – никто сразу от ваших услуг не откажется. Наоборот, такое поведение – лучшая демонстрация, что данный заказ важен для вас, и вы о нем действительно помните и работаете.

Или вы обнаружили, что, допустим, по причине нехватки времени, не готовы взяться за проект. Окей, вот именно так СРАЗУ напишите заказчику. Экономьте его время! Гораздо хуже, если обратной связи не будет, и заказчик, прождав неделю, будет искать нового исполнителя. Отказ от работы – это нормальная ситуация и адекватный клиент все поймет (особенно если вы честно укажите причину) и в будущем не откажется от вас «по умолчанию».

Когда писал все это, чувствовал себя Капитаном Очевидность. Думал, может не стоит публиковать такие банальности. Но проблема очень актуальна! Даже хорошие фрилансеры, с высокими рейтингами на популярных фриланс-сервисах как правило не умеют общаться с заказчиками.

Видимо, поэтому сидят на сайтах, а хорошие загружены так, что появляются там лишь время от времени.

Share Button

One thought on “Деловая этика фриланса”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.