019. Рецензия содержит спойлеры. Злая антикапиталлистическая сатира от Луиджи Коменчини. Посмотрев фильм Игра в карты по-научному сложно не стать хотя бы на время социалистом. Настолько безапелляционна в Игре власть «homo с деньгами» над «homo без денег». Хотя можно посмотреть на сюжет фильма и попроще. Это история о том, как нельзя требовать от судьбы изменений в жизни по мановению волшебной палочки. Игра – никак не комедия, пусть в фильме и есть несколько смешных моментов.
Сюжет
Сверхбогатая старая американка (Бетт Дэвис) колесит на всему миру, как она объясняет «следуя за весной». Фильм начинается с приезда миллиардерши на свою виллу в Риме. У нее есть необычное хобби, и это не карты, как можно было подумать исходя из сюжета. Старуха хорошо играет в карты, но главное ее увлечение – найти среди местной бедноты пару, готовую играть с ней, в надежде на крупный куш.
Вот и в Риме ее приезда каждый год ждет пара бедняков – Антония (Сильвана Мангано) и Пеппино (Альберто Сорди). У них четверо детей, живет семья в какой-то конуре, затапливаемой каждый год. Для них возможность выиграть у старухи давно уже стал смыслом всей жизни. Восемь лет им не удается вытряси из старухи ни одной лиры. После приезда американки, во всем бедном квартале начинается суета. Обсуждение шансов Пеппино и Антонии, подробности раздач, анализ партии – главные темы для разговоров местных жителей.
Перед визитом, Пеппино берет в «аренду» костюм из похоронного бюро, где подрабатывают его дети. Пеппино и Антония ждут приглашения на игру… Только старшая дочь Клёпа-Клеопатра понимает, что «Lasciate ogni speranza, o voi che entrate».
На первый взгляд, все смотрится вполне пристойно. Богатая женщина принимает у себя в особняке пару «друзей», одалживает им миллион лир. Начинается игра, ставки постоянно растут. Обладая почти безграничным запасом наличных для повышения ставок и хладнокровием истинной безнес-леди, старуха каждый вечер остается в выигрыше, игра идет до тех пор пока весь миллион, по сто-двести тысяч за кон, не вернется к хозяйке.
Игра на таких условиях – утонченное издевательство. Богачка манит своих жертв пачкой купюр. Вот они лежат, свеженькие – столько ты, Пеппино, не заработаешь за весь год. Пара часов, и Пеппино, отсчитывает первые сто тысяч, а старуха-иезуит предлагает увеличить ставки. Пока утром (проиграв всю ночь), Пеппино и Антония, усталые, но довольные и злые не возвращаются к своим детям ни с чем.
Можно подумать, что старушка наивна и «просто» играет в карты. Все эта старая грымза понимает! В одной из сцен она показывает Пеппино и Антонии фотоальбом тех, с кем она играет в других странах и еще говорит супругам: «Я и вашу фотографию помещу в этот альбом». Она даже рассказывает, как одна пара выиграла у нее целых 30 тысяч долларов. «Сколько это?», – сразу же переспрашивает у мужа Антония. «18 миллионов», – отвечает тот. Бедные люди будут играть дальше, и неважно, сколько дней или лет придется ждать следующего приглашения.
Хронологически события аз игорных столом на 9 год развиваются для Пеппино и Антонии так: в первую ночь они, взяв как обычно, миллион «взаймы», проигрывают его полностью. Через неделю, дождавшись второго приглашения, Пеппино бездарно спускает всю вновь одолженную сумму к полуночи и, не в силах прекратить играть, просит взаймы еще 10 тысяч, проиграв к концу ночи 30. Для семьи – огромные деньги. Пеппино ищет деньги где только может, одалживает пару тысяч у своей сестры, работающей проституткой. Антония закладывает в ломбарде обручальное кольцо. Но этого мало. Антония вынуждена обратиться к своему бывшему ухажёру Ригетто. Тот профессиональный карточный игрок и всё уговаривает Антонию заменить собой (хотя бы за карточным столом) Пеппино. В общем, кое-как насобирав почти всю сумму долга, супруги приходят играть в третий раз. И им внезапно везет. Совсем плохо играет партнер миллиардерши, ее секретарь Джордж (Джозеф Коттен). Пеппино и Антония выигрывают 7 миллионов лир. Но, как можно догадаться, этим игра не заканчивается…
Метла
Столь странное название в оригинале Lo scopone scientifico (букв. «Ученая метла») – это название реально существующей карточной игры. Метла (scopa) – одна из традиционных карточных игр в Италии, играется специальной колодой из 40 кар.
Разновидность scopone scientifico – наиболее сложный вид игры. Играют 2 пары игроков, 2 на 2, раздается по 9 карт каждому и 4 выкладываются на стол. Игроки по очереди либо, показав карту с руки, забирают одну из карт на столе, либо просто выкладывают карту на стол. Так как карты в дальнейшем из игры не удаляются, а переходят от одного игрока к другому, scopone scientifico требует хорошей памяти и максимальной сосредоточенности игроков.
В фильме процесс игры показан мало и полностью понять правила невозможно. Хотя, возможно, для итальянского зрителя происходящее на игорном столе более-менее очевидно.
Актеры
Мне нравятся все актерские работы в Игре. Звезды итальянского кино Сильвана Мангано и Альберто Сорди с роли несчастных супругов. Антония – асс в Ученой метле, играет в нее с детства. Пеппино же довольно рассеян.
Фильмография Сильваны Мангано начинается классикой неореализма, фильмом «Горький рис», де Сантиса и заканчивается фильмами «Дюна», Линча и «Очи черные», Михалкова. В отличие от большинства итальянских актеров, зачастую готовых сниматься даже в слабых фильмах, более требовательно подходила к предлагаемым ролям. Так что Игра в карты по-научному, для Сильваны Мангано не был проходным фильмом, и это видно по ее игре. Вначале фильма кажется, что именно Пеппино излишне эмоционален, а Антония лишь пилит мужа «в разумных пределах». Но когда ставки начинают удваиваться и удваиваться, именно Антония не в силах противиться страсти к легким деньгам.
Альберто Сорди в зрелом возрасте стал отходить от привычного образа комика, вроде «Американца в Риме». Его роли все больше драматические, например, вспоминается «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» (1982).
Бетт Дэвис убедительна в роли богатой сумасшедшей. Ее роли на позднем этапе карьеры, в 70-ые, ничуть не уступают игранным в 40-50-ые (хотя «Всё о Еве», в любом случае Топ-1).
Очень гармонична в своем образе девочка Клеопарта (Антонелла ди Маджо, единственная роль в кино). По сути, это самая важная роль в фильме, если уж спойлерить по полной программе. Может ли хоть как-то «нормально» сложиться судьба человека, решившего повзрослеть так быстро (я говорю о действиях Клеопатры в конце фильма)?
За ряд комедийных моментов отвечает один из соседей Пеппино и Антонии по кварталу, старичок, которого все величают не иначе как «профессор». Вздорный старик, умеющий напустить на себя ученый вид и говорить сложносочиненными предложениями там, где достаточно 1-2 слов. Примерно также, как автор этого блога. Когда профессор берет трубку в кабаке и первым узнает подробности игры, то не может просто сообщить новости окружающим, а произносит целую тираду: «После стольких лет разочарований, произошло важное событие. Неопровержимый факт: непобедимых не существует… Наступил день, когда сюрпризы, даже самые фантастические, возможны».
p.s. За весь фильм ни разу не говорятся ни имя старухи-миллиардерша, и фамилия Пеппино и Антонии. Профессор тоже только «Профессор». Видимо, это какая-то «своя» шутка Коменчини.