Один день в суде (Un giorno in pretura, 1953)

002. Рецензия содержит спойлеры. Один день в суде, режиссера Стено – не самая известная, но то того не менее классная итальянская комедия пятидесятых. Из похожих современных фильмов вспоминаются «Упражнения в прекрасном», легкое, замечательное кино Виктора Шамирова.

Ни одной фальшивой ноты, просто маленькие сценки из жизни, не претендующие ни на какую-то особую философскую глубину, ни к чему не призывающие, ни даже гомерически смешные. Зато меткие, изящные, остроумные – все эти эпитеты подходят как к Упражнениям, так и к Одному дню. Только там – актеры уехали в чёс по провинциальным российским городкам, здесь – заштатный районный суд, загруженный работой, где одна нелепая история тут же сменяется другой.

Нет более веселого, к тому же бесплатного развлечения, чем провести один день в суде. Разумеется, если вас не привели туда силой. Титры в прологе сразу передают общий игривый настрой фильма: Questo film è dedicato ai “soliti ignoti”, ai ladri di galline e di portafogli alle fermate del tram, ai loro difensori, ai cancellieri, ai litiganti in autobus e agli sfrattati. A tutti coloro che si sono trovati un giorno come personaggi della quotediana vicenda della piccola guistizia. Gli autori del film ringraziano questi personaggi, che molto spesso senza accorgersene, dalle colonne della piccola cronaca dei giornali, hanno collaborato con loro”.

I soliti ignoti – «Известные неизвестные», всякие мелкие жулики. Через несколько лет Марио Моничелли (постоянный соавтор Стено) снимет свой фильм «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» (I soliti ignoti, 1958) – гораздо более известную комедию, чем Один день.

«…Авторы фильма благодарят всех этих персонажей, которые, сами того не замечая, помогли им в создании этого фильма». Не отсюда ли взял шутку Гайдай для Бриллиантовой руки, про «настоящие драгоценности для фильма»?

Один день в суде, кадр из фильма

Центральная фигура Одного дня – судья Саломоне Де Руссо (Пеппино Де Филиппо). Он решителен, неподкупен, все силы отдает работе и ненавидит футбол, хотя его сын известный футболист…

6 историй

Фемида, в фильме за божественную справедливость отвечает бюст Цицерона в кабинете судьи, теоретически должна карать виновных, но много ли среди обвиняемых действительно негодяев?

В описании на Кинопоиске почему-то сказано, что в фильме рассказывается 4 истории. Пересчитаем все судебные разбирательства.

Первое рассматриваемое дело: нищего обвиняют в краже кота. Адвокат обвиняемого произносит монументальные речи, цитируя Квинтиллиана и вообще нагоняет такой пафос, словно дело касается национальной безопасности. Но он просто разминал язык на утреннем слушании перед следующей защитой.

Второе. Правда, в суде дела мы не видим, узнаем подробности из разговоров в коридоре. «Влюбленные» ищут справедливости, полицейский оштрафовал их за поцелуй в общественном месте. Но мужчина отказывается платить штраф, так как клянется, что поцелуя не было. (– Мы ни разу не целовались. – Нет, дорогая мы не можем в этом поклясться. Чуть-чуть в щечку было… На твоем дне рождения в конце года). Девушке явно уже осточертел столь занудный и целомудренный ухажер.

Один день в суде, кадр из фильма

Третье дело. Муж ушел от жены, так как считает, что она ему изменяет. Доказательства муж, инженер по профессии, добыл так: установил дома магнитофон и кинопроектор, чтобы заснять измену. Бобину с пленкой принесли в день суда и, несмотря на протесты защиты, судья разрешает просмотр записи прямо во время заседания. К сожалению, из-за расположения скрытой камеры на пленке все время не видно головы гостя. Напряжение нарастает, но вот лицо мужчины оказывается в кадре… И история получает немедленную и неожиданную развязку.

Четвертое: священник (Вальтер Кьяри) обвиняется в драке и беспорядках в бильярдной и полностью признает свою вину. Но в разбирательство дела вмешивается девушка Анна (юная Софи Лорен!), она пытается рассказать всю правду, и история обрастает оригинальными подробностями.

Один день в суде, кадр из фильма

Возможно, лучший сюжет, а сцены «воспитания» священником своих подопечных одни из самых смешных моментов (– Статья девяносто первая: кто из рогатки стреляет, тот от нее и погибает).

Пятое дело, где зажигает главная звезда фильма – Альберто Сорди. Он играет молодого бездельника по кличке «Американец» (потому что умеет говорить «как бы» по-иностранному и сыплет американизмами, вроде «окей»). У купающегося в неположенном месте Американца блюститель порядка забрал в наказание всю одежду. Полицейского вызвали в роддом к жене и он от радости забыл про отобранные вещи. В результате наш совершенно нагой герой пытается как-то выкрутиться, но лишь усугубляет ситуацию.

Один день в суде, кадр из фильма

Веселая, но какая-то отдельная часть фильма, чистая комедия положений. Вскоре персонаж Сорди без изменений перекочевал в другой фильм Стено: «Американец в Риме».

Шестое судебное заседание. Пожилая гадалка приставала к прохожим. Кхм, «гадалка»? Ладно, оставим советский перевод, явно смягчивший сюжет о пожилой проститутке.

Неожиданно судья узнает в обвиняемой популярную в годы Первой мировой войны певичку Глориану Великолепную, выступавшую перед бойцами на передовой, с которой у Саломоне было забавное романтическое приключение.

Получается шесть дел. Даже если вычесть второе «коридорное», все равно пять. Но фильм интересен, разумеется, не арифметикой. В сущности, судья выносит обвинительные приговоры невиновным людям. Надо отдать должное сценарию еще за отсутствие демонстративного морализаторства, авторы смеются над судопроизводством, но не превращают фильм в памфлет.

Жанр

Стено – режиссер очень плодовитый, он снял множество комедий с лучшими итальянскими комиками: больше десятка фильмов с Тото, настоящий сериал, где Тото попадает в различные ситуации и эпохи. Самый известный фильм Стено – «Полицейские и воры», в главных ролях Тото и Альдо Фабрицци. Уже упоминавшийся фильм с Альберто Сорди – «Американец в Риме». Потом «Бонни и Клайд по-итальянски» с Паоло Вилладжо и Орнеллой Мути. Среди этих режиссерских работ Один день в суде немного потерялся.

Распространен стереотип об итальянской комедии, как о буффонаде, пусть и с небольшими вкраплениями сатиры или сарказма. Герои итальянских комедий должны постоянно получать по носу, убегать голыми из постелей любовниц, закатывать сцены ревности так, чтобы стены дрожали и т.п. «Фантоцци», «Развод по-итальянски», «Вчера, сегодня, завтра», вот что вспоминается в первую очередь, когда слышим слова «итальянская комедия».

В общем, все верно, нельзя перечеркнуть традиции комедии дель арте с максимально узнаваемыми типажами на сцене. Но в Италии могут и в мягкий юмор. Один день в суде тому подтверждение, герои здесь смеются и грустят, но никто специально не кривляется на камеру, утрируя свои эмоции.

Один день в суде, кадр из фильма

Вердикт

Фильм обязателен к просмотру если вы любите легкие комедии. А кто их не любит?

Финал просто прекрасен: заявленные в начале фильма конфликты, которые воспринимаешь как обычные несущественные детали, неожиданно оказываются спойлерами. Вроде бы все подсказки у зрителя есть, но только в конце понимаешь, что к такому эпилогу все и шло. Я сравниваю Один день в суде с Упражнениями в прекрасном, но Один день гораздо более цельное кино.

p.s. У входа в зал толкутся «свидетели» – люди предлагают свои услуги, они готовы засвидетельствовать в суде что угодно. Любопытно, еще по крайней мере в одной комедии «Закон есть закон» (La legge è legge, 1958), это тоже обыгрывается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.