Зачем мечу 2 гарды?

Почему мечи позднего средневековья часто имели 2 гарды? На фото аутентичный историческому фламберг, сделанный современным кузнецом, подробности и описание по ссылке. Я лишь добавил на фото условные обозначения:

фламберг

  1. Рукоять
  2. Большая гарда
  3. Рикассо
  4. Малая гарда
  5. «Пламенеющий» клинок

С рукоятью и основной гардой (1 и 2) все более-менее понятно. Мне как неспециалисту, конечно, какой-нибудь гуру знает сотню тонкостей. Больше всего меня заинтересовало, зачем тут 2 гарды, вместо одной?

Незаточенная часть клинка или «рикассо» (3) – калька с итальянского ricasso, на руси называлась «пята». В бою позволяла заблокировать удар вражеского меча без повреждения режущей части или перехватить оружие поближе к клинку, если возникала необходимость в более тяжелом хвате (например, при колющем ударе).

Для большей безопасности такого перехвата после рикассо часто делали малую гарду, иначе ее еще называли контргарда и «кабаньи клыки» (4)

К 15-16 векам качество доспехов достигло такого уровня, что меч на поле боя, как рубящее оружие стал практически бесполезен, невозможно было просто перерубить стальной доспех. Одно из решений – искривление клинка, т.н. противофазные изгибы. Название фламберг меч получил от немецкого flamme — пламя (5). Оттягивая руку после рубящего удара боец как бы перепиливал доспех, нанося серьезные рваные раны противнику.

Католическая церковь прокляла оружие, назвав негуманным, а плененного воина с фламбергом могли казнить за само наличие у него такого меча.

Кстати, столь сложный меч, с двумя гардами, требовал специальных навыков владения именно таким оружием. Воины с фламбергом или эспадоном (тоже двуручник с центром тяжести у острия) были узкоспециализированными войсками, воевавшими только этим типом оружия.

Зачем мечу 2 гарды?: 2 комментария

  1. Фламберг точно также ничего не сделает стальному доспеху при ударе лезвием, кроме вмятины, это для усиления воздействия по доспехам из ткани и кожи, которые очень даже активно использовались.
    А вторая гарда — для использования техники, близкой к копейной. Довольно часто после неё есть ещё одно рикассо.
    Баланс у таких мечей зачастую откровенно колющий, есть примеры когда почти на гарду (https://andrewbek-1974.livejournal.com/275515.html редкий пример когда указан баланс), что намекает на то, что рубить с размаху им не надо, да и неудобно это настолько длинным мечом.
    Суть в том, чтобы выполнить приём, засунуть лезвие меча туда, где у противника доспеха нет, или он кожаный/тканевый, после чего цинично перепилить этот участок. Это довольно сложно, но это практически единственный реальный способ попасть в незащищённые участки, которые находятся обычно где нибудь под мышками и в других местах, куда рубящим ударом не добраться. Это если не получилось выполнить укол.
    То есть, несмотря на огромную длину, это оружие плотного контакта с противником, в том числе и на близкой дистанции.

    Вышесказанное является моим личным мнением и расходится с общепринятой теорией, которая гласит что цвайхандер применялся для обрубания древок пик. Форма и прочие параметры меча вообще никак с этой концепцией не вяжется.
    (https://www.youtube.com/channel/UCCQeW7ecWmt5TboAtHbRnSQ/videos?view_as=subscriber здесь наши эксперименты с мечом, в частности постепенно разбираем моменты, как разные формы клинков воздействуют на разные материалы)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.