Зачем мечу 2 гарды?

Почему мечи позднего средневековья часто имели 2 гарды? На фото аутентичный историческому фламберг, сделанный современным кузнецом, подробности и описание по ссылке. Я лишь добавил на фото условные обозначения:

фламберг

  1. Рукоять
  2. Большая гарда
  3. Рикассо
  4. Малая гарда
  5. «Пламенеющий» клинок

С рукоятью и основной гардой (1 и 2) все более-менее понятно. Мне как неспециалисту, конечно, какой-нибудь гуру знает сотню тонкостей. Больше всего меня заинтересовало, зачем тут 2 гарды, вместо одной?

Незаточенная часть клинка или «рикассо» (3) – калька с итальянского ricasso, на руси называлась «пята». В бою позволяла заблокировать удар вражеского меча без повреждения режущей части или перехватить оружие поближе к клинку, если возникала необходимость в более тяжелом хвате (например, при колющем ударе).

Для большей безопасности такого перехвата после рикассо часто делали малую гарду, иначе ее еще называли контргарда и «кабаньи клыки» (4)

К 15-16 векам качество доспехов достигло такого уровня, что меч на поле боя, как рубящее оружие стал практически бесполезен, невозможно было просто перерубить стальной доспех. Одно из решений – искривление клинка, т.н. противофазные изгибы. Название фламберг меч получил от немецкого flamme — пламя (5). Оттягивая руку после рубящего удара боец как бы перепиливал доспех, нанося серьезные рваные раны противнику.

Католическая церковь прокляла оружие, назвав негуманным, а плененного воина с фламбергом могли казнить за само наличие у него такого меча.

Кстати, столь сложный меч, с двумя гардами, требовал специальных навыков владения именно таким оружием. Воины с фламбергом или эспадоном (тоже двуручник с центром тяжести у острия) были узкоспециализированными войсками, воевавшими только этим типом оружия.

Зачем мечу 2 гарды?: 2 комментария

  1. Фламберг точно также ничего не сделает стальному доспеху при ударе лезвием, кроме вмятины, это для усиления воздействия по доспехам из ткани и кожи, которые очень даже активно использовались.
    А вторая гарда — для использования техники, близкой к копейной. Довольно часто после неё есть ещё одно рикассо.
    Баланс у таких мечей зачастую откровенно колющий, есть примеры когда почти на гарду (https://andrewbek-1974.livejournal.com/275515.html редкий пример когда указан баланс), что намекает на то, что рубить с размаху им не надо, да и неудобно это настолько длинным мечом.
    Суть в том, чтобы выполнить приём, засунуть лезвие меча туда, где у противника доспеха нет, или он кожаный/тканевый, после чего цинично перепилить этот участок. Это довольно сложно, но это практически единственный реальный способ попасть в незащищённые участки, которые находятся обычно где нибудь под мышками и в других местах, куда рубящим ударом не добраться. Это если не получилось выполнить укол.
    То есть, несмотря на огромную длину, это оружие плотного контакта с противником, в том числе и на близкой дистанции.

    Вышесказанное является моим личным мнением и расходится с общепринятой теорией, которая гласит что цвайхандер применялся для обрубания древок пик. Форма и прочие параметры меча вообще никак с этой концепцией не вяжется.
    (https://www.youtube.com/channel/UCCQeW7ecWmt5TboAtHbRnSQ/videos?view_as=subscriber здесь наши эксперименты с мечом, в частности постепенно разбираем моменты, как разные формы клинков воздействуют на разные материалы)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.