Куколки (Le bambole, 1965)

007. Рецензия содержит спойлеры. Куколки – не самая смешная комедия, но она очень типична для итальянского комедийного киноконвейера тех лет. 4 отдельные истории, поставленные разными режиссёрами: Ризи, Коменчини, Болоньини и Росси.

Декамерон-эксплотейшен

Декамерон, невероятно провокационная для своего времени книга, написана Бокаччо еще в середине 14 века. Но и в 20 веке она продолжала оставлять свой след в итальянской культуре. Формат сборника новелл с различными сюжетами и героями, объединенными темой любви, оказался привлекательным для кинопроизводителей: дешево, быстро, смешно.

Киноальманахи – фильмы, состоящие из нескольких независимых новелл, снимали не только в Италии. Вспомним фильмы Гайдая, «Деловые люди», «Не может быть», «Операция «Ы». Альманахи снимали и в Голливуде, «Четыре комнаты» с Тимом Ротом (1995), «Нью-йоркские истории» (1989) и т.д.

Но можно выделить в жанре киноальманаха поджанр, характерный для итальянских комедий 60-80х годов. Истории, объединенные не общим героем или местом действия, хотя и такие фильмы тоже были («Римини, Римини»), а лишь общей идеей, темой взаимоотношений мужчины и женщины, сдобренные не только юмором, но и эротикой.

На вскидку, набирается с десяток Декамерон-эксплотейшен фильмов: «Феи» (1966), «Ведьмы» (1967), «Тигры в губной помаде» (1979). Иногда новелл в фильме реально много, набор скетчей, как определили бы сейчас. Их 14 в фильме «Чудовища» (1963) и его римейке «Новые чудовища» (1977).

Иногда в фильме играют одни и те же актеры, перевоплощаясь в разных персонажей: Софи Лорен и Марчелло Мастроянни во «Вчера, сегодня, завтра» (1963), 3 новеллы. Еще Лаура Антонелли и Джанкарло Джаннини  в фильме «Безумный секс» (1973), 9 новелл.

Сюда же можно отнести вольные экранизации «Декамерона»: одноименный фильм Пазолини (1970) и «Бокаччо 70» (1962). Получается уже девять, десятым пусть будет обозреваемый сейчас фильм – Куколки. Уверен, при желании, можно найти и 20 и 30 подобных кинолент.

Сюжеты

Итак, Куколки, четыре новеллы, так или иначе затрагивающие тему жизни в браке.

  1. История первая, «Телефонный звонок», режиссер Дино Ризи.

Жаркий летний день, квартира супружеской четы, Джорджио (Нино Манфреди), изнывает от нетерпения, дожидаясь пока его благоверная, Луиза (Вирна Лизи), дочитает свою книгу, ведь осталось «буквально две страницы».

le bambole, кадр из фильма

Но и по завершении оных его ждет облом в виде телефонного звонка от тещи, к сожалению, Луиза берет трубку. Женщины обсуждают все на свете, Джорджио пялится в окно, где неожиданно обнаруживает, что в доме напротив загорает прелестная незнакомка (Аличия Бранде). Телефонный разговор же все не заканчивается…

le bambole, кадр из фильма

Короткая сценка-анекдот, растянутая минут на 15. Ему бы самое место в предыдущем фильме Ризи «Чудовища»…

  1. История вторая, «Трактат о евгенике», режиссер Луиджи Коменчини.

Туристка-иностранка Улла (Эльке Зоммер) арендует машину с шофером. Ей не нужны ни романтика, ни серьезные отношения, она хочет родить ребенка от «латинянина». Ее идеал подробно описан в книге о евгенике: правильный размер ноги, шеи, форма ушей и т.д. И девушка ищет такой идеал со всей возможной решительностью.

le bambole, кадр из фильма

Подробной проверке также подвергаются и умственные способности претендентов: вот совок из 4 зубочисток, надо передвинуть только 2 палочки, чтобы сигаретный пепел не лежал внутри совка.

le bambole, кадр из фильма

Сопровождающий Уллу шофер Валерио (Пьеро Фокачча) влюбляется в странную иностранку. Та игнорирует его ухаживания – статью не вышел, хотя и смышленный малый, эту задачку с зубочистками он мгновенно решил.

Зато на горизонте появляется красавец Массимо (Маурицио Арена). Очередной классический любовный треугольник разрешается извечной истиной: сердцу не прикажешь.

  1. История третья, «Суп», режиссер Франко Росси.

le bambole, кадр из фильма

Джованна (Моника Витти) – молодая жена (понятно, что «молодая», раз Giovanna) при старом муже (Джон Карлсен). Неясно, почему она вообще вышла за него замуж, но сейчас она хочет одного: избавиться от ненавистного супруга. Тот пьет, бьет Джованну и каждый вечер, приходя с работы, ест суп. Но мысли Джованны связаны не с отравлением. По дороге домой есть одно темное место как раз рядом с каналом. Вот бы ее «любимый» упал и утонул, как она будет горевать…

Вначале она просит о «помощи» друга ее отца. Пусть друг столкнет мужа в канал на своей машине. Вот задаток в 40000 лир.

После неудачи с авто, Джованна нанимает еще каких-то мутных типов. Те обманом вытягивают из женщины последние ее деньги. Наконец, Ричетто, один молодой повеса, влюбленный в Джованну, соглашается на преступление. «– Твой муж умеет плавать? – Зачем было бы его бросать в канал, если бы он умел плавать?»

le bambole, кадр из фильма

Но муж Джованны даже не узнает об этих покушениях. Каждый вечер, когда Джованна уже готова примерять роль раздавленной горем вдовы, он как ни в чем не бывало, приходит домой, садится за стол и опять ест чертов суп! То, как он это делает, безусловно заслуживает наказания (шутка). Мораль новеллы: от судьбы не убежишь.

  1. История четвертая, «Монсиньор Купидон», режиссер Мауро Болоньини

Экранизация одной из новелл Бокаччо, будучи занудой, я нашел ее, это третья история из третьего дня.

Действие перенесено в наши дни. Монсеньор Филиппо Аренди (Аким Тамирофф) прибыл в Рим на Вселенский собор со своим племянником Винченцо (Жан Сорель) в качестве секретаря. Они с трудом находят место в гостинце, но им случайно помогает то, что Беатриче, жена администратора отеля (Джина Лоллобриджида), положила глаз на красавчика-секретаря.

le bambole, кадр из фильма

Однако Винченцо – невинное дитя и не понимает очевидных, с точки зрения более опытной в таких делах Беатриче, намеков. Женщина идет на хитрость, возможно, она прочла о ней в Декамероне?

Беатриче жалуется монсеньору Аренди на Винченцо, как он якобы ее домогается. Тот ругает мальчика, пересказывая все жалобы, и так до того доходит вся нужная информация. В конце концов, с помощью такого посредничества монсеньора, они договариваются о свидании в доме родителей Беатриче. «– Как же я мог поехать туда, если не знаю, где это? – На трамвае – А номер какой?» Спойлер, все кончилось хорошо.

le bambole, кадр из фильма

Оценки

Первая новелла вышла какой-то вымученной. Вся история уместилась бы в 3-5 минутный скетч. Там есть забавные моменты, например, когда Джорджио выясняет, где Луиза прячет его сигареты, но растягивание хронометража привело к тому, что первая история просто не интересная.

Вторая новелла очень понравилась. Там есть неприемлемые для современных фильмов эпизоды (пощечина!), но в целом все бодренько, весело. Финал ожидаемый, но все равно прикольный. По сути, из 4 эпизодов Le bambole только отношения Уллы и Валерио назовешь счастливыми.

Третья новелла – самая лучшая. Тут я необъективен, ведь там играет Моника Витти! Но помимо наличия в кадре этой актрисы, в «Супе» хороший сценарий. Такой классический комедийный сюжет, когда главный герой пытается добиться какой-то одной цели, но постоянно что-то идет не так и у него (у нее) ничего не выходит.

Четвертая новелла тоже хорошая. Показалось, что актеры немного переигрывают, как это нередко бывает в итальянских комедиях.

С другой стороны, продюсер явно ставил основной задачей режиссеру и оператору показать Джину Лоллобриджиду в самых соблазнительных позах. Как мы видим, оператор с заданием справился.

le bambole, кадр из фильма

Больше того, четвертая новелла произвела такое впечатление на зрителей, что дело дошло до суда! Продюссеру Хехту, режиссеру Болоньини, актерам Лоллобриджиде и Сорелю дали 2 месяца тюремного заключения и впаяли штраф в 30000 лир за непристойность и оскорбление общественной морали.  Страница в итальянской Википедии.

Куколки по меркам 1965 года – эротика «на грани», восемнадцать плюс. Смотришь сегодня – обычная комедия, даже без непристойных шуточек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.