О Довлатове

Фото книги Заповедник

Люблю Довлатова. За ёмкость, лаконичность. Довлатова любят сравнивать с Чеховым, по-моему, еще больший его духовный предок – «Горе от ума», Грибоедова. Возьмите любую вещь Довлатова, десятки фраз из нее ушли в народ в виде афоризмов. Пример, из Заповедника: «Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать.» Или, буквально на следующей странице: «В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса…» (Мне неоднократно пересказывали эту фразу в виде анекдота, а у шутки-то есть автор!)

Но, главное, за что мне дорог Довлатов – за неклишированность своих героев. Никто не совершает ни безусловно хороших, ни абсолютно плохих дел. Описывая условно хорошего персонажа легко впасть в излишнюю сентиментальность и приписать ему пару «лишних» положительных качеств, авось читатель с таким героем роднее будет. Еще проще переборщить с чернухой, налепить побольше грязи… А вот у Довлатова не так. Он просто не вводит в сюжет персонажей как фон, как иллюстрацию каких-то мыслей. Для повествования очень удобно добавить какого-нибудь «типичного» человечка, вся задача которого в романе – бросить герою одну удачную реплику и получить в ответ от ГГ (т.е. автора) правильный ответ. Довлатов пишет в стиле репортера, отчего любой его персонаж, самый распоследний алкаш или высокий кегебешный чин «равен по весу» рассказчику.

Серия у Азбуки имеет интересное оформление обложек. Их автор Михаил Беломлинский (тот самый, что нарисовал нам хоббита – Леонова).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.