Провинциалка (La provinciale, 1953)

020. Рецензия содержит спойлеры! Провинциалка от режиссера Марио Сольдати по роману Альберто Моравиа – сентиментальная мелодрама с большим количеством слез и обязательным хеппи-эндом.

Жанр, критиками сурово припечатанный как «неореализм аппендикса». С другой стороны, сегодня Провинциалка входит в список «100 film italiani da salvare». фильмы из золотого века итальянского кино 1942-1978 гг. Году в 2013 у нас тоже что-то такое составляли. Фактически это список кино, рекомендованного к просмотру для школьников.

Ладно, а сам фильм-то как, хороший? По-моему, да – логичная история с интересной формой подачи и участием отличных актеров. Чего же еще желать?

Марио Сольдати, писатель, не только кинорежиссер, в кино в 30-50 годы специализировался на экранизациях классики («Княжна Тараканова», «Евгения Гранде» и др.) Книгу «Провинциалка» я не читал, поэтому поговорим только о фильме.

La provinciale, кадр из фильма

Одна из главных сильных сторон фильма – его нетривиальная структура: сразу в начале нам показывают кульминационный момент. Провинциальный итальянский городок, 50-ые годы. Семья Вануцци за праздничным столом. Повод – глава семьи, профессор Вануцци (Габриэле Ферцетти) получил должность в Риме. За столом также присутствуют его жена Джемма (Джина Лоллобриджида), мать Джеммы (Нанда Примавера) и подруга Джеммы, сеньора Эльвира Кочеани (Альда Манджини). Последняя кажется возбуждена больше всех, без умолку трещит о скором переезде в Рим, как это будет замечательно и так далее, как вдруг Джемма хватает со стола нож и с криками «Basta!» (Хватит!) нападает на Эльвиру. К счастью ранение не очень серьезное, пострадавшая сама идет в больницу и на вопрос врача, неуверенно врет. «– Causa dell’infortunio? … – Stavo tagliando il pane e, sa come succede, mi è scappato il coltello. – Strano eh… Dall’alto in basso» (– Причина травмы?… – Нарезала хлеб и, знаете, как бывает, нож выскочил. – Ну да, ну да, сверху вниз.)

Джемма в истерике, ее запирают в спальне и также вызывают доктора. Почему Джемма вдруг словно сошла с ума? Вся дальнейшая часть фильма – череда флешбеков, постепенно объясняющих зрителю, что же на самом деле произошло.

Лечащий Джемму врач (быстро выясняется, что он был знаком с ней в молодости), мать Джеммы, ее муж и сама главная героиня вспоминают события, приведшие к драматичной развязке.

Паоло (Франко Интерленги) – первая любовь Джеммы, ведет себя очень робко, что поначалу раздражает, однако, в свете дальнейших событий, это представляется по отношению к главной героине большой удачей. Почему-то в описаниях к фильму обычно пишут только о Паоло и зритель ожидает какого-то более-менее традиционного любовного треугольника. Паоло, или, скажем так, тайна матери Джеммы, нужны для экспозиции, это лишь объяснение, как же Джемма вышла замуж за столь не подходящего ей по характеру человека – профессора Вануцци. В целом первая часть фильма не слишком впечатляет.

La provinciale, кадр из фильма

Вторая часть – встреча с Эльвирой Кочеани, там вся соль. Хотя Эльвира появляется в жизни Джеммы лишь во второй половине фильма, она – злой гений Джеммы. Можно сказать, Эльвира помогает Джемме «выйти из зоны комфорта». Нет, конечно, Эльвира действует только в своих интересах. Перед нами готовый курс по совращению порядочной женщины.

  1. Близкое знакомство Джеммы и «румынской графини» (Ой ли? По-моему ложь, как и многое другое, что слетает с языка Эльвиры). Казалось бы, обычный обоюдный интерес двух скучающих женщин. Цель: узнать сердечные тайны объекта.
  2. Первый шаг. Необходимо, грубо говоря, продать Джемму первому заинтересовавшемуся проходимцу. Эльвира делает все, чтобы свести Джемму с Лучано. Цель: получить компромат на объект не только из ее прошлого, но и из настоящего.

Дьяволу Эльвире не сопутствует стопроцентный успех. Расставание с Лучано проходит для Джеммы легко. Она не держится за него, так как искала чувств, а не секса. Попроси она денег, на что так настойчиво ее подталкивала Эльвира, это был бы конец. Но проблемы Джеммы – проблемы с мужем, а не с любовником. Поэтому и Лучано довольно быстро стал тяготиться этими отношениями и не прочь «свалить в закат».

La provinciale, кадр из фильма

Эпизод, где Лучано заходит попрощаться с Джеммой. Он говорит, что уезжает «прямо сейчас» в Рим, небрежно обещает вернуться: «– Tra un mese, due mese. Forse primo, forse dopo. Ma ci scriviamo» (– Через месяц или два. Раньше или позже. Но мы будет писать друг другу)«Писать? О чем?», – с горькой улыбкой отвечает Джемма.

Зато у Эльвиры появляется еще один факт, чтобы держать Джемму на коротком поводке. «Дорогая подруга» старается не выпускать Джемму из виду. Эльвиры в буквальном смысле становится слишком много в жизни Джеммы. Своими тучными телесами и громогласным гоготом постепенно заполняет кадр как дрожжевое тесто в тепле.

  1. Шантаж. Переезд в дом к объекту ради полного контроля над ним. Показательный эпизод, когда Эльвира начинает обставлять свою новую комнату и просит/приказывает Джемме помочь ей с занавесками.
  2. Давление. Еще одна попытка заставить объект заняться проституцией. Окажись тот субчик в машине – мистер Ренци – подонком, или Джемма чуть более отчаявшимся в жизни человеком, скорее всего Джемма погибла бы окончательно. Циничная мысль: возможно Эльвира поторопилась «добить», Джемму? Не лучше ли было подождать переезда в Рим?

La provinciale, кадр из фильма

Но Ренци просто отвозит Джемму обратно домой, оставляя ее совсем одну, бросив на прощание «Si abituerà» (Ты свыкнешься с этим). Джемма бежит домой, и это последняя фраза молотком стучит к ее мозгу: Si abituerà! Si abituerà! Si abituerà!

Но все заканчивается хорошо. Финал у картины счастливый, но быстрый, поэтому не смотрится слишком приторно. Короче, мне понравилось, рекомендую. Джина Лоллобриджида, как всегда, радует глаз, а Альда Манджини бесподобна в роли негодяйки.

Габриэле Ферцетти показался не совсем удачным выбором – слишком красив. И изменения его характера не до конца обоснованы: вроде бы он влюбляется в дочку хозяйки, но потом играет такого типичного «летящего» ученого, рассеянного, не видящего дальше своей научной работы и мелких хобби, вроде шахмат. Если же в таком случае предположить, что он равнодушен к жене и к очевидным проблемам в их семейной жизни, тогда оптимистичный финал картины необъясним логически.

La provinciale, кадр из фильма

Сравнение Провинциалки с Римлянкой не избежать. Оба романа вышли из-под пера одного автора, у главных героинь похожие «стартовые» условия… Все же обстоятельства сложились для Джеммы благоприятнее, чем для Адрианы. Если рассматривать эти фильмы как нечто целое, невольно приходишь к мысли, что этими историями автор стремился продемонстрировать молодым девушкам преимущества раннего замужества. Словно Моравиа перевел на литературный язык мнение старой бабки, шамкающей таким же бабкам, соседкам по лавочке: «Любовь – пустое, был бы человек приличный. Адриана-то во-время замуж не выскочила, и вон у ей, значит, как сложилось. А Джемма – молодец. Время все перемелет, стерпится – слюбится». Логика для нашего века, конечно, диковатая.

p.s. Съемки Провинциалки проходили в Лукке, в роман Моравиа действие происходит в Перудже. В фильме ни разу не упоминается название города, говорится лишь, что он расположен где-то к северу от Рима. В общем-то это неважно, перед нами какая-то типичная итальянская полу-деревня. Все друга друга знают, профессора на улице каждый второй встречный поздравляет с престижной новой работой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.