«Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», Энн Бронте

Вчера во втором часу ночи дочитал этот роман. Спать уже не хотелось, вышел на балкон, постоял с открытым окном, «продышался», немного пришел в себя… «Незнакомка» – лучшая книга, из прочитанных за последние 2 года.

Роман начинается, как письма одного старого уже джентльмена, мистера Гилберта Маркхема своему шурину, рассказывающие о событиях его юности, как он и его домашние познакомились с их новой соседкой. Некая молодая вдова Хелен Грэхем арендовала несколько комнат в старом поместье неподалеку. Вторая и основная часть романа – дневники Хелен уже о событиях ее жизни. Композиционный прием «повествование в повествовании» не оригинален, но тут более чем уместен – в роман проваливаешься с головой…

Автор, Энн Бронте, как-то «потерялась» на фоне 2 своих сестер-писательниц. «Грозовой перевал», Эмили или «Джейн Эйр», Шарлотты Бронте знают все, а вот о «Незнакомке» я узнал в общем-то случайно. Скачал, проглотил прочел. Шедевр.

Книга вышла в 1848 и имела огромный успех. Видимо, из-за откровенных по меркам викторианской эпохи описаний нравов «приличного общества» (в тексте даже есть слово «оргия»!) Или, например, разгневанная жена захлопывает дверь своей спальни перед пьяным мужем – да что эта дамочка себе позволяет?! Сейчас, конечно, феминистический и скандальный аспекты романа не особо считываются. Только в сравнении с другими книгами того времени, но это не делает роман хуже.

Причем, сравнить «Незнакомку» хочется не с «Джейн Эйр» или каким-нибудь «Севером и Югом», Элизабет Гаскелл. Здесь практически нет тягучих рассуждений о чем бы то ни было на несколько страниц. Роман легок как «Гордость и предубеждение». В то же время глубок по содержанию. Главный антагонист романа, мистер Артур Хантингтон, он не самый плохой человек, просто живет по принципу «Не пойман – не вор». Извиняясь, он действительно не понимает, что суть извинения не в том, чтобы соблюсти формальность и сказать «Прости», а в искреннем раскаянии за свой поступок.

«Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» написана изумительно живо, ясно и логично. Персонажи ярки, хорошо прописаны, они развиваются в течении своей жизни (в романе). Сюжет держит в напряжении буквально до последней страницы, причем «хороший» конец ничуть не более вероятен и логичен нежели «плохой».

Есть экранизация BBC 1996 года, надо будет посмотреть, но что-то ругают, пишут – не слишком похоже на роман.

Незнакомка из Уайлдфелл-Холла, BBC, 1996

Главную героиню, судя по кадрам, я тоже представлял иначе. Будучи неоригинален, Хелен Хантингтон я видел в образе Сары Сиддонс с картины Гейнсборо

Гейнсборо, портрет Сары Сиддонс

Это не look, это броня!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.