«Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», Энн Бронте

Вчера во втором часу ночи дочитал этот роман. Спать уже не хотелось, вышел на балкон, постоял с открытым окном, «продышался», немного пришел в себя… «Незнакомка» – лучшая книга, из прочитанных за последние 2 года.

Роман начинается, как письма одного старого уже джентльмена, мистера Гилберта Маркхема своему шурину, рассказывающие о событиях его юности, как он и его домашние познакомились с их новой соседкой. Некая молодая вдова Хелен Грэхем арендовала несколько комнат в старом поместье неподалеку. Вторая и основная часть романа – дневники Хелен уже о событиях ее жизни. Композиционный прием «повествование в повествовании» не оригинален, но тут более чем уместен – в роман проваливаешься с головой…

Автор, Энн Бронте, как-то «потерялась» на фоне 2 своих сестер-писательниц. «Грозовой перевал», Эмили или «Джейн Эйр», Шарлотты Бронте знают все, а вот о «Незнакомке» я узнал в общем-то случайно. Скачал, проглотил прочел. Шедевр.

Книга вышла в 1848 и имела огромный успех. Видимо, из-за откровенных по меркам викторианской эпохи описаний нравов «приличного общества» (в тексте даже есть слово «оргия»!) Или, например, разгневанная жена захлопывает дверь своей спальни перед пьяным мужем – да что эта дамочка себе позволяет?! Сейчас, конечно, феминистический и скандальный аспекты романа не особо считываются. Только в сравнении с другими книгами того времени, но это не делает роман хуже.

Причем, сравнить «Незнакомку» хочется не с «Джейн Эйр» или каким-нибудь «Севером и Югом», Элизабет Гаскелл. Здесь практически нет тягучих рассуждений о чем бы то ни было на несколько страниц. Роман легок как «Гордость и предубеждение». В то же время глубок по содержанию. Главный антагонист романа, мистер Артур Хантингтон, он не самый плохой человек, просто живет по принципу «Не пойман – не вор». Извиняясь, он действительно не понимает, что суть извинения не в том, чтобы соблюсти формальность и сказать «Прости», а в искреннем раскаянии за свой поступок.

«Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» написана изумительно живо, ясно и логично. Персонажи ярки, хорошо прописаны, они развиваются в течении своей жизни (в романе). Сюжет держит в напряжении буквально до последней страницы, причем «хороший» конец ничуть не более вероятен и логичен нежели «плохой».

Есть экранизация BBC 1996 года, надо будет посмотреть, но что-то ругают, пишут – не слишком похоже на роман.

Незнакомка из Уайлдфелл-Холла, BBC, 1996

Главную героиню, судя по кадрам, я тоже представлял иначе. Будучи неоригинален, Хелен Хантингтон я видел в образе Сары Сиддонс с картины Гейнсборо

Гейнсборо, портрет Сары Сиддонс

Это не look, это броня!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.