Стреляй в живых и молись за мертвых (Prega il morto e ammazza il vivo, 1971)

018. Рецензия содержит спойлеры. Вестерн «бэшка» от режиссера Джузеппе Вери, с Клаусом Кински в роли протагониста. Стреляй в живых и молись за мертвых входит в TOP-20 – в двадцатку лучших спагетти-вестернов по версии Квентина Тарантино. Что ж, посмотрим, какие фильмы из детства мэтра в итоге привели его к созданию «Бешеных псов» и «Омерзительной восьмерки».

Фильм начинается с короткой перестрелки. Зритель узнает, что убитый мужчина – проводник, которого наняла банда Дана Хогана (Клаус Кински). Банде нужно побыстрее уйти в Мексику с золотом на сумму 100 000 долларов, взятом на последнем ограблении. Убийца – таинственный стрелок Джон Уэбб (Паоло Каселла). Он оставляет Хогану записку, что будет ждать банду на ранчо Шакала. Там Джон Уэбб спокойно предлагает Хогану свои услуги в качестве проводника, говоря, что он отлично знает дорогу. Всего лишь за половину золота. Хогана, мягко говоря, напрягает хладнокровие Уэбба, а главное, осведомленность того относительно планов банды. Хоган подозревает одного из своих подельников в сговоре с Уэббом.

Стреляй в живых и молись за мертвых, кадр из фильма

На ранчо Шакала тем временем становится многолюдно. Помимо Хогана и его банды (1+5), Уэбба (+1), владельца ранчо, старика Джонатана (Данте Маджио) и его дочери Санты (Патриция Адиутори, +2), туда приезжает дилижанс (возница и 3 пассажира, +4). Проверить поломку телеграфа на ранчо прибывают рейнджеры (+3). Итого 16 человек, а Хоган ждет еще 17го: его подружка Дейзи должна привезти золото на ранчо.

Критические замечания

По большому счету, это фильм-загадка. В начале фильма зрителю ясно дается понять, что тут не все однозначно, имеется недосказанность с мотивами главных героев. И в конце фильма ей дается объяснение. Хороший сценарий и талантливый режиссер между этими событиями раскрыли бы нам характеры героев, добавили бы дополнительные «веточки» в сюжет, связанные со второстепенными персонажами. В Стреляй в живых и молись за мертвых, всё, что между началом и концом – наполнитель.

Стреляй в живых и молись за мертвых, кадр из фильма

Посредственное кино растягивает хронометраж неумело. Возьмем сцену, следующую сразу после починки телеграфа. На ранчо Шакала продолжают тусоваться рейнджеры. Всем заложникам под угрозой смерти приказывают сидеть спокойно. В конюшне в это время оказываются проститутка и толстый бандит (№1).

Сколько человек погибнет в конце эпизода? Один? Два? Неверно, три! Заложница внезапно пытается убежать, а толстяк начинает ее душить и, перестаравшись, убивает. Появляется третье лицо – еще один член банды (№2). Следует примерно такой диалог:

– Что случилось? Что ты наделал?, – задает тупой вопрос №2, хватаясь за оружие.

– Если ты выстрелишь, сразу услышат рейнджеры!, – пугает №1.

– Я не буду стрелять, я сверну тебе шею, также, как ты ей, – угрожает №2.

Мужчины дерутся. Толстяку в какой-то момент везет на подвернувшийся под руку нож и он убивает противника. Но номер второй из последних сил выхватывает револьвер и стреляет в номера первого. Гроза на улице скрывает звук выстрела, поэтому рейнджеры спокойно уезжают. Окей, умершую троицу мы больше в кадре не видим, то есть события в конюшне не интересуют более никого. Вопрос: а зачем в принципе было вводить в повествование этих персонажей? Я смотрел фильм два раза и все равно даже не помню, как их звали. Никто до своей гибели не говорит и не делает ничего такого, что оправдывало бы присутствие любого из этой троицы в кадре.

Но самый серьезный фейл Стреляй в живых и молись за мертвых, это Паоло Каселла, взятый на роль Джона Уэбба. Неизвестно, какие внутренние договорняки продюсеров повлияли на такой выбор режиссера. Возможно, все деньги ушли на приглашение Клауса Кински, и среди оставшегося актерского состава кинули монетку, кто будет главным Хорошим парнем?

Каселла просто никакой, потолок его актерского дарования – «Ковбой №5» в титрах, т.е. две с половиной секунды крупным планом во втором ряду плохих парней перед началом перестрелки. И вся роль: в начале пальбы красиво свалиться убитым за барную стойку.

Стреляй в живых и молись за мертвых, кадр из фильма

Вглядитесь в эти пухлые щечки, с нарисованной на лице щетиной, в эти испуганные глазки годовалого теленка, призванные изобразить напряжение мысли и мышц. Будь на месте ГГ Франко Неро или Жан-Луи Трентиньян, любой из них вывел бы фильм в высшую лигу. Джанни Гарко или Марио Джиротти тоже стали бы удачным кастингом, а тут… Если будете смотреть фильм онлайн, поставьте в настройках разрешение экрана на 144p, пусть пиксели хотя бы частично скроют отсутствие харизмы у Каселлы.

В сухом остатке

С другой стороны, основная сюжетная линия вполне качественная. Не будет никакой фантастичной развязки, в духе deus ex machina. Всё логично, всё по законам жанра. Последние 15 минут фильма вообще лучшие и смотрятся на одном дыхании. Конечно, сценарные дыры здесь есть, куда уж без них:

  • Зачем все-таки Хоган потащил в это путешествие женщин? Ради гендерного разнообразия группы?
  • Почему рейнджеры (очевидно, зная весь план заранее) не сказали о нем старику сразу? Заставлять тащиться старого человека в пустыню – как-то негуманно с их стороны.
  • Исходя из концовки, хочется спросить с Уэбба или с рейнджеров, почему они не остановили где-нибудь до ранчо дилижанс с «гражданскими»? Фактически именно Уэбб несет ответственность за их смерть, так как ничего не мешало ему поговорить с Хоганом где-нибудь в уединенном месте. Но сценарист очень хотел добавить в фильм гибель не одних только плохих парней…

Стреляй в живых и молись за мертвых, кадр из фильма

Такие проблемы можно найти в любом b-movie. Каждая новая сцена фильма логически цепляется лишь за предыдущую и бессмысленно ставить ей вопросы, оценивая весь сюжет комплексно.

Также в Стреляй в живых и молись за мертвых есть пара неплохих (действительно очень даже неплохих!) эпизодов. Например, хорошие диалоги главных антогонистов между собой. Постоянная игра Уэбба на то, что среди людей Хогана есть предатель. Первая встреча антагонистов на ранчо:

– Stai perdendo il tempo! – Se tu fosse d’accordo con i Texas Rengers? – E se io fosse d’accordo con uno dei tuoi? (– Ты теряешь время! – Может ты сговорился с рейнджерами? – А может с кем-то из твоих?)

Или позже, в пещерах:

– Qualcuno proteggerà le spalle. – Hai detto. (– Кто-нибудь прикроет твою спину (букв.: «защитит плечи») – Ты это сам сказал.)

Напряжение в различных сценах умело нагоняется музыкой. Музыка хорошая. Да, подделка под Морриконе, но почему подражание чему-то гениальному плохо?

Типично тарантиновское «ожидание кровавой развязки», как не вспомнить «Омерзительную Восьмерку», все это было подсмотрено в том числе в Стреляй в живых и молись за мертвых.

Стреляй в живых и молись за мертвых, кадр из фильма

Клаус Кински неплох в своей обычной роли истеричного убийцы. В 70-х он снимался в десятках подобных лент. Например, в том же году был снят другой вестерн «Гроб полный долларов», возможно, там Кински снимался чуть ли не параллельно, у его персонажей одинаково всё, от прически до характера.

Смотреть или нет, решайте сами. Не будь Стреляй в живых и молись за мертвых в списке Тарантино, об этом фильме не узнал бы никто, кроме самых больших поклонников вестернов. Я бы оценил фильм на 5-6 баллов из 10 (играй в главной роли кто-то более вменяемый, была бы твердая семерка).

p.s. Еще одна особенность низкопробного киноконвейера: «американские» имена актеров-итальянцев в титрах. Паоло Каселла – Пол Салливан, Дино Страно – Дин Стретфорд и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.